Южная Корея продолжает потихоньку вымирать: новые данные статистики

На днях корейское Статуправление (통계청) опубликовало свежие демографические данные, из которых следует, что рождаемость в стране вновь упала до рекордно низких значений, а смертность, наоборот, растёт. В результате второй год подряд в Южной Корее наблюдается естественная убыль населения: в 2020 году она составила 33 тыс. человек, а в 2021 году, по предварительным данным, 57,3 тыс. 

Крайне низок сейчас и коэффициент фертильности — прогнозный показатель, который предсказывает, сколько детей будет у среднестатистической женщины в течение всей её жизни. Как нетрудно догадаться, чтобы население страны хотя бы не уменьшалось, коэффициент фертильности должен превышать 2, то есть женщины должны рожать по 2–3 ребёнка. В Южной Корее, однако, в 2020 году этот коэффициент равнялся всего 0,84, а в 2021 году опустился до 0,81. Такого низкого показателя нет буквально ни в одной другой стране мира, и он означает, что, как минимум, каждая пятая южнокореянка, при сохранении нынешнего положения вещей, никогда не станет рожать детей.

Жёлтая линия показывает коэффициент фертильности в Корее в разные годы, а зелёные столбики — это число родившихся в десятках тысяч, то есть, например, 101 значит 1 миллион 10 тысяч, а 26 — это 260 тысяч.

А если посмотреть по отдельным административным единицам Кореи, то выяснится, что и 0,81 — это далеко не предел. В Сеуле, например, коэффициент фертильности в 2021 году составлял всего 0,63, а в Пусане — 0,73. Самый же высокий коэффициент — 1,28 — был в новой административной столице страны — городе Седжоне. 

Коэффициент фертильности в 2021 году в разных административных единицах Кореи. Внизу — Сеул (0,63) и Пусан (0,73), наверху — Седжон (1,28) и провинция Чолла-Намдо (1,02).

Для сравнения: во многих африканских странах коэффициент фертильности сейчас достигает значений в интервале от 4 до 6, а в экономически развитых государствах он в среднем составляет около 1,6. В Южной Корее в 1970 году этот коэффициент равнялся 4,53. В ту пору правительство страны, обеспокоенное проблемой перенаселения и нехватки ресурсов, начало активную кампанию за сокращение рождаемости, включавшую даже пропаганду добровольной стерилизации женщин после рождения второго ребёнка. Кампания оказалась настолько успешной, что уже в начале 1980-х годов коэффициент фертильности опустился ниже 2,0. В XXI веке, когда в Корее, наоборот, стала ощущаться острая нехватка трудовых кадров, новобранцев для армии, студентов в университетах, младенцев в роддомах — и прочая, и прочая, центральное корейское правительство и местные органы власти вдруг спохватились и начали пытаться стимулировать рождаемость, в том числе щедрой материальной помощью, но пока эти усилия терпят полный и сокрушительный провал.  

Естественный прирост населения — это разница между числом рождений и смертей. Например, в 1981 году в Корее родилось 867,4 тыс. чел., а умерло 237,5 тыс. В результате население страны за один только год приросло на 629,9 тыс. чел. В 2010 году родилось почти вдвое меньше малышей — 470,2 тыс., а умерло 255,4 тыс. чел. Прирост составил уже всего 214,8 тыс. чел.

Число смертей (серая линия), рождений (зелёная линия) и естественный прирост населения (в серых прямоугольниках) в Южной Корее в десятках тысяч человек по годам. Видно, как к 2020 году смертность начинает превышать рождаемость и естественный прирост становится отрицательным.

Во второй половине 2010-х годов прирост населения стал стремительно истончаться и в итоге в 2020 году перешёл в убыль. В 2021 году в Южной Корее, по предварительной оценке Статуправления, родилось 260,5 тыс. чел, умерло 317,8 тыс. чел., и убыль населения, как уже говорилось, достигла 57,3 тыс. чел. 

Естественный прирост населения в 2021 году по административным единицам Южной Кореи в тысячах человек. Собственно прирост наблюдался только в провинции Кёнгидо (8,7 тыс. чел.), городах Седжоне (2,2 тыс.) и Ульсане (0,6 тыс.). По естественной убыли лидируют провинция Кёнсан-Пукто (-10,9 тыс.), провинция Чолла-Намдо (-9,1 тыс.) и город Пусан (-9,1 тыс.)

Ранее сокращение собственного населения в Корее компенсировалось ростом числа иностранцев, за счёт которых, например, решалась проблема нехватки рабочей силы. Но в последние два года, в условиях пандемии, приток иностранцев с Корею остановился. Скорее всего, южнокорейским властям придётся подумать о том, как после снятия карантинных ограничений стимулировать трудовую иммиграцию. Делать это они очень не хотят, но других вариантов у них, похоже, нет.

Кстати, вы можете следить за важнейшими корейскими новостями, подписавшись на мой канал в ТелеграмеФейсбукеТвиттере или на Яндекс.Дзене.

Добавить комментарий