К сведению сомневающихся: военный альянс Сеула и Вашингтона крепок как никогда

У меня были проблемы с материалом о недавнем совместном визите в Сеул двух высокопоставленных чиновников США — государственного секретаря и министра обороны — и об их переговорах со своими южнокорейскими коллегами. Передо мной два дня подряд лежало совместное заявление по итогам встречи этой великолепной министерской четвёрки, опубликованное агентством новостей Йонхап, но я всё не мог сообразить, как же из текста, до мозга костей пропитанного унылым официозом, сделать достаточно интересный материал, который люди смогут дочитать до конца. Ну что такого привлекательного можно извлечь из очередного заявления о нерушимости альянса между Сеулом и Вашингтоном и намерении сторон сделать его ещё крепче, хотя, казалось бы, куда ещё крепче-то, практически некуда? 

И тут, как говаривал один наш придурковатый комик, ныне покойный, мне по электронной почте прислали прелюбопытный материал — о тех же самых переговорах между Южной Кореей и США, но из “Российской газеты”. Ознакомиться с материалом вы можете по этой ссылке. Автору удалось невероятное — придумать на вышеозначенную скучную тему длинный, но увлекательный текст. Для этого ему пришлось воспользоваться оригинальным приёмом: он рассказывает не о том, о чём стороны договорились, а о том, чего в тексте совместного заявления нет. Вы можете сказать, что это довольно рискованный подход, ведь в заявлении наверняка нет великого множества вещей. Вряд ли там есть, например, рецепт закваски кимчхи, способы решения задач по математике для 4 класса или результаты последних игр в английской Премьер-лиге. Но авторский приём, конечно, не случаен. Дело в том, что, будучи патриотом России, автор ставит перед собой задачу отыскать признаки раскола между Сеулом и Вашингтоном, ведь союзнические отношения между Южной Кореей и США ничего хорошего нынешнему московскому руководству не сулят. Ну, а поскольку в совместном заявлении просто по определению не может быть вещей, по поводу которых стороны не договорились, значит, разногласия приходится искать где-то между строк или за рамками текста и переговоров. Что автор и делает, убеждая нас на различных примерах, будто бы между Южной Кореей и США существуют какие-то серьёзные противоречия. 

Ну, что ж, безусловно, нестыковки между Сеулом и Вашингтоном время от времени возникают. И довольно часто. Так, между прочим, было всю дорогу, начиная с 1940-х годов, что может подтвердить любой, кто в курсе замысловатой истории южнокорейско-американских отношений. Кстати, автор статьи в “Российской газете”, будучи корееведом, и сам хорошо об этом осведомлён. Порой конфликты бывали весьма громкими и скандальными. Достаточно вспомнить недавнюю эпопею с Дональдом Трампом и его рэкетирскими требованиями увеличить взнос Южной Кореи на содержание американских войск в стране в пять раз. Но Дональды Трампы, как и все другие проблемы разной степени серьёзности, приходят и уходят, а скреплённый кровью военный альянс между двумя странами остаётся незыблем. Назло врагам. Это стоит хорошенько зарубить себе на носу, если вы не хотите допустить серьёзных аналитических ошибок, которые потом дорого вам обойдутся. Совершив пресловутый поворот на Восток, первое, что вы должны заметить тут, это систему прочных военно-политических союзов ряда ключевых стран региона с США. С ударением на слово “прочных”. И если вы их не видите, то значит, вы пребываете в плену глупых иллюзий. 

Исходя из этого, я и решил, что мне надо делать. Предлагаю вам ознакомиться, хотя бы даже и поверхностно, но лучше всё-таки повнимательнее, с полным текстом упомянутого совместного заявления. Думаю, это будет полезно тем, кто хотел бы иметь более чёткое представление о текущем состоянии южнокорейско-американских отношений. При этом я ни в коем случае не хочу сказать, что читать между строк или пытаться своим умом что-то там постичь — занятие бесполезное. Отнюдь. Но для более плодотворных результатов мыслительной деятельности всегда желательно сначала изучить матчасть. Что я и предлагаю сделать. В тексте будут мои комментарии, они выделены курсивом. 

* * *

18 марта 2021 года в Сеуле министр иностранных дел Республики Корея Чон Ыйён (정의용) и министр обороны Со Ук (서욱) провели совместную встречу глав внешнеполитических и военных ведомств с участием государственного секретаря США Энтони Дж. Блинкена и министра обороны Ллойда Дж. Остина III. 

Госсекретарь Энтони Блинкен и министр иностранных дел Чон Ыйён

Министры в очередной раз подтвердили, что южнокорейско-американский военный союз, скреплённый кровью на полях сражений 70 лет назад, служит ключевым элементом мира, безопасности и процветания на Корейском полуострове и в Индо-Тихоокеанском регионе. Никогда ещё этот альянс не имел такого большого значения, как сегодня, в обстановке всевозрастающих глобальных угроз.

Министры обороны Ллойд Остин и Со Ук

По поводу скреплённого кровью союза. Занимаясь какими бы то ни было умозрительными построениями по поводу южнокорейско-американских отношений, ни на секунду не следует забывать о том основополагающем факте, что Республика Корея самим своим существованием полностью обязана войскам ООН во главе с США, которые спасли страну от агрессии со стороны Северной Кореи, Китая и СССР в ходе кровопролитной Корейской войны 1950–1953 годов. Десятки тысяч американских военнослужащих отдали свои жизни и более ста тысяч получили ранения, защищая южнокорейцев. И в дальнейшем США служили надёжным гарантом безопасности Республики Корея, которая благодаря им все эти годы натуральным образом жила, как у Христа за пазухой. 

Министры также отметили, что южнокорейско-американский союз перерос во всеобъемлющее международное партнёрство, основанное на взаимном уважении и доверии, дружбе, крепких личных связях между отдельными людьми, а также общих ценностях, таких как свобода, демократия, права человека и верховенство закона. Министры торжественно обязались и впредь развивать взаимодополняющее и ориентированное в будущее взаимодействие по широкому кругу вопросов, включая динамичные торговые отношения, сотрудничество по преодолению климатического кризиса, а также координацию усилий, направленных на купирование пандемии и последующее восстановление экономики. 

Стороны вновь подтвердили взаимные обязательства по защите Республики Корея и укреплению совместной южнокорейско-американской обороны в соответствии с Договором о взаимной помощи между Республикой Корея и США. Официальные лица США подтвердили приверженность США защите Республики Корея и расширенному сдерживанию с использованием всего арсенала возможностей Соединенных Штатов. Обе стороны выразили приверженность укреплению обороноспособности альянса, а также подтвердили важность поддерживать готовность к отражению любых общих угроз путём совместной боевой подготовки и военных учений. Министры отметили, что войска США в Республике Корея продолжают играть важнейшую роль в поддержании мира и стабильности на Корейском полуострове и в регионе, и обязались и впредь обеспечивать наличие оборонной стратегии и боевых возможностей для противостояния общим угрозам. 

Военнослужащие Южной Кореи и США

Договор о взаимной помощи (Mutual Defense Treaty) был подписан между Сеулом и Вашингтоном 1 октября 1953 года, вскоре после фактического окончания Корейской войны. По этому договору стороны обязались помогать друг другу в случае вооружённого нападения на одну из них. Кроме того, договор позволил США разместить в Южной Корее свои войска.

“…приверженность США защите Республики Корея и расширенному сдерживанию с использованием всего арсенала возможностей…” — Речь идёт, в частности, о ядерном зонтике. Расширенное сдерживание — термин, означающий сдерживание нападения не только на себя, но и на союзников.   

…войска США в Республике Корея продолжают играть важнейшую роль…” — Здесь очевидно желание снять возникшую в правление Трампа обеспокоенность южнокорейцев по поводу возможного вывода войск США. 

Обе стороны подтвердили, что принципиальная договорённость относительно нового многолетнего Соглашения об особых мерах является символом их совместной приверженности альянсу, обеспечивает постоянное присутствие американских войск в Корее и укрепляет совместную оборону.

Соглашение об особых мерах подписано

Так называемое Соглашении об особых мерах представляет собой документ, в котором прописывается, какую часть расходов на содержание американских войск в Корее должен взять на себя Сеул. В последнее время из-за причуд Трампа Корея и США долго не могли заключить новую версию соглашения, но со сменой администрации в Вашингтоне стороны быстро урегулировали имевшиеся разногласия и договорились о размере выплат на несколько лет вперёд. Подробнее об этом см. здесь.         

Министры отметили, что, с тех пор как в 2006 году обе стороны решили двигаться в направлении передачи [Корее] оперативного командования (OPCON) [южнокорейскими войсками] в военное время, Республика Корея и США благодаря совместным усилиям достигли большого прогресса и подтвердили свою твёрдую приверженность передаче оперативного командования в соответствии с Планом передачи оперативного командования с учетом выполнения условий (COT-P). Основываясь на достигнутом прогрессе, министры обязались продолжить предпринимать усилия в этом направлении. 

Вскоре после начала Корейской войны тогдашний президент Южной Кореи Ли Сынман передал командование корейскими войсками американцам. Такое положение дел сохранялось и после войны, вплоть аж до 1994 года, когда командование собственными вооруженными силами было, наконец, передано обратно Сеулу — но только в мирное время. В случае большой войны всё пока будет по-старому: командование южнокорейцами возьмут на себя американские генералы. В 2006 году, то есть при президенте Но Мухёне, было достигнуто принципиальное соглашение о передаче Сеулу контроля над своими войсками и в военное время тоже. Передача должна была состояться в 2012 году. Но… воз и ныне там. Причина: у обеих сторон есть доводы как в пользу скорейшей передачи командования, так и, наоборот, в пользу того, чтобы оставить всё как есть. Например, в США популярна такая точка зрения, что передача командования заставит корейцев больше тратиться на оборону и, таким образом, меньше напрягать американский госбюджет. Но, как вы можете догадаться, Корея не очень-то стремится дополнительно увеличивать свои и без того немаленькие военные расходы. Кроме того, многие в Корее беспокоятся, что передача командования может подтолкнуть американцев к выводу войск. И, наконец, корейская общественность не вполне уверена, что родная армия способна самостоятельно защитить страну от внешнего вторжения. В итоге, как ни парадоксально, передачу командования тормозит сейчас, скорее, Сеул, чем Вашингтон. 

Министры подчеркнули, что проблемы, связанные с ядерными и ракетными возможностями Северной Кореи, являются одним из приоритетов альянса и вновь подтвердили совместную приверженность решению этих проблем. Они заявили о важности полного выполнения соответствующих резолюций Совета Безопасности ООН членами международного сообщества, включая Северную Корею. Обе стороны разделяют точку зрения о необходимости решать эти проблемы, тщательно согласовывая друг с другом стратегию в отношении Северной Кореи. Для этого они обязались проводить консультации на высоком уровне относительно происходящего сейчас пересмотра северокорейской политики США. 

Ракеты на военном параде в Пхеньяне в октябре 2020 года

Министры подтвердили важность трёхстороннего сотрудничества между Республикой Корея, США и Японией и обещали продолжить развитие взаимовыгодного, ориентированного на будущее сотрудничества ради укрепления мира, безопасности и процветания в регионе. 

Этот абзац был, конечно, включён по просьбе США, которых утомили конфликты между Сеулом и Токио. Среди прочего, непрекращающиеся разборки между бывшей колонией и метрополией ставят под угрозу перспективы создания единого фронта, противостоящего Китаю. 

На фоне нарастающих угроз региональной безопасности общие ценности, разделяемые Республикой Корея и США, поддерживают решимость двух стран противостоять любым действиям, которые подрывают и дестабилизируют миропорядок, основанный на международных нормах. Стороны подчеркнули, что они по-прежнему едины в своей приверженности поддержанию мира и стабильности, беспрепятственной законной торговле и уважению международного права. 

Это, пожалуй, самая “загадочная” часть совместного заявления, но на самом деле большой загадки в ней нет: тут между пресловутых строк прячутся разгром остатков демократии в Гонконге, концлагеря Синьцзяна, Тибет, Тайвань, торговые войны, китайские кибератаки на США и всё остальное, связанное с политикой Пекина. В Вашингтоне, безусловно, были бы только рады, если бы выражения в этом абзаце оказались конкретнее и жёстче, но там заранее прекрасно знали: Южная Корея не пойдёт на прямые и открытые антикитайские заявления, потому что они слишком дорого ей обойдутся. Не стоит думать, что в Госдепе и Минобороны США сидят совсем уж идиоты, которые стали бы требовать от Сеула заведомо невозможного, а потом расстраиваться, не получив чего хотели. Соответственно, выискивать тут какой-то конфликт между Вашингтоном и Сеулом не стоит. С другой стороны, если кто-то неправильно сомневается в том, что Южная Корея, не провоцируя Пекин словесно, может вместе с США предпринять что-нибудь откровенно антикитайское в практическом плане, то ему достаточно вспомнить пять прописных латинских буковок: THAAD

Республика Корея и США вновь подтвердили своё намерение продолжать совместную работу ради формирования свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона во взаимодействии с Новой южной политикой Республики Корея. Обе стороны едины в своем стремлении поддержать центральную роль АСЕАН и другие региональные инициативы. Обе стороны признали вклады текущих двусторонних контактов в расширение региональной координации с островными государствами Тихого океана и субрегиона Меконга

Новая южная политика — стратегия президента Мун Джэина, направленная на повышение уровня отношений Сеула со странами Юго-Восточной Азии и Индией в соответствии с их возросшей экономической значимостью для Кореи. Пока эта политика проявилась в более частых поездках Муна (в докоронавирусную эпоху) в ЮВА и в организации многосторонних саммитов с участием лидеров стран региона. 

Министры подчеркнули ту роль, которую Республика Корея и США сыграли в пестовании партнерства и сотрудничества ради коллективного ответа [человечества] на умножающиеся глобальные вызовы. Министры взяли на себя обязательство углублять сотрудничество в различных сферах, включая торговлю, здравоохранение, нераспространение, ядерную энергетику, ковид-19, борьбу с климатическим кризисом, космос и кибербезопасность.    

Министры подчеркнули, что союз Республики Корея и США, построенный на фундаменте общих ценностей и спаянный доверием, крепок как никогда. Министры отметили динамичность, взаимовыгодность и безграничный потенциал альянса и подтвердили свою приверженность дальнейшему развитию и углублению южнокорейско-американского сотрудничества в нынешнюю эпоху вызовов и перспектив. 

* * *

Кстати, вы можете следить за важнейшими новостями Кореи, подписавшись на мой канал в Телеграме, Фейсбуке, Твиттере или на Яндекс.Дзене.

Добавить комментарий