В 2020 году впервые в истории Республики Корея население страны сократилось. Интересно, что такого не наблюдалось даже в Корейскую войну 1950–1953 годов, которая унесла множество людских жизней. Причиной уменьшения численности населения стало продолжающееся снижение рождаемости в сочетании с заметным ростом смертности. Данные об этом опубликовало на днях Министерство внутренних дел и безопасности (행정안전부).
По оценкам министерства, население Южной Кореи на 31 декабря 2020 составляло 51 миллион 829 тысяч человек, что почти на 21 тысячу меньше, чем годом ранее.

На верхнем (зелёном) графике показан ежегодный прирост населения Кореи, постепенно замедлявшийся с 219 тысяч человек в 2011 г. до 24 тысяч в 2019 г., а затем сменившийся спадом на 21 тысячу человек. На нижнем графике вы видите население страны в целом (синие столбики), а также число мужчин и женщин (голубые и розовые столбики). Заметьте, что раньше в Корее было чуть больше мужчин, а теперь стало больше женщин. На графике ниже те же данные о численности мужчин и женщин (в млн чел.) представлены ещё более наглядно.

Главный вклад в снижение численности населения внесло очередное резкое падение рождаемости. Не то чтобы кореянки вовсе перестали рожать: в 2020 году в Южной Корее на свет появилось 275,8 тысячи детей. Но это было на целых 10,65 % меньше, чем в предыдущем году, когда родилось 309 тыс. младенцев. Для сравнения: в не таком уж и далёком 2011 году новорождённых в стране было 478 тысяч. Десятки триллионов вон, которые корейское правительство ежегодно тратит на стимулирование деторождения, похоже, нисколько не помогают исправить ситуацию. И, говоря начистоту, никто не имеет ни малейшего понятия, что со всем этим делать.

Смертность в Корее в 2020 году выросла на 3,1 процента, что несколько подозрительно. Глава Корейской медицинской ассоциации (대한의사협회) Чхве Дэджип (최대집), например, полагает, что определённый вклад в увеличение смертности внёс коронавирус. Жертв самого ковида в 2020 году в Корее было не так много, меньше тысячи человек, и этого совершенно недостаточно, чтобы заметно испортить статистику, но, как считает г-н Чхве, выросло число больных, которые из-за эпидемии не смогли получить адекватную медицинскую помощь.
И вот, кстати, интересно: у меня было как минимум две статьи (раз и два), в которых я увлечённо рассказывал, как, мол, хорошо повлияли на здоровье корейцев карантинные меры, насколько сократилась заболеваемость самыми разными инфекциями, как дыхательными, так и пищевыми, а также уменьшился травматизм. Казалось бы, всё это должно было снизить смертность, да? Но, как видите, ничего подобного не произошло, смертность, наоборот, выросла. Получается, что какие-то другие факторы полностью нивелировали положительный эффект карантинных мероприятий. Не исключено, что среди этих факторов была и боязнь людей ходить по больницам для диагностики и лечения.

Население Южной Кореи в 2020 году не только уменьшалось, но и продолжало перераспределяться. Как видно на следующем графике, мощным центром притяжения, как и все предыдущие десятилетия, оставался столичный регион — за исключением, кстати, самой столицы, Сеула, население которого уменьшилось с 2011 года на 581 тысячу человек. Зато более полутора миллионов новых жителей добавилось в ближайших окрестностях Сеула: в провинции Кёнгидо и городе Инчхоне.

Крупные города вне столичной зоны — Пусан, Тэгу, Тэджон, Кванджу — не могут, как видим, конкурировать по привлекательности с окрестностями столицы и постепенно скукоживаются.
Что касается уверенных показателей роста, демонстрируемых небольшим городком под названием Седжон, то дело в том, что туда в последние годы одно за другим переводятся правительственные министерства и ведомства. Не исключено, что когда-нибудь Седжон даже объявят новой столицей страны. Раньше, при президенте Но Мухёне, план переноса столицы туда уже существовал, но Конституционный суд тогда его не одобрил. Времена, однако, меняются, и возвращение к прежнему плану вовсе не исключено.

Быстрее всего в 2020 году росло население городов провинции Кёнгидо. Например, в Хвасоне (화성시) за год добавилось почти 40 тысяч жителей, в Кимпхо (김포시) — около 38 тысяч, в Сихыне (시흥시) — 27 тысяч, в Пхёнтхэке (평택시) — более 24 тысяч.
Интересно, что наибольшие потери населения, если не считать Сеула (минус 65 тыс. чел.), тоже были в населённых пунктах Кёнгидо. Так, в Кванмёне (광명시) стало на 18 тысяч жителей меньше, а в Аняне (안양시) — на 17 тысяч. То есть в провинции Кёнгидо население не просто растёт, а ещё и хитрым образом перераспределяется: видимо, народ постоянно ищет лучшие варианты.

Из другой статистики отмечу, что в Корее становится всё больше стариков. В 2020 году число людей в возрасте от 70 лет достигло 5,7 миллиона (11 % населения), тогда как в 2011 году оно составляло 3,8 млн (7,5 %).
Наоборот, детей становится заметно меньше. В возрастной категории от 0 до 9 лет в 2020 году насчитывалось 3,97 млн человек (7,7 % населения), а в 2011 году было 4,68 млн (9,2 %). Как вы понимаете, детсады и начальные школы от этого сильно страдают. В старших классах, вузах и армии тоже проблема: число тех, кому от 10 до 19 лет, сократилось с 2011 по 2020 годы с 6,68 млн до 4,79 млн человек.
В других странах подобные демографические трудности частично преодолеваются за счёт иммигрантов, но в Корее эта идея пока не прижилась: хотя число иностранцев здесь постепенно растёт, оно не идёт ни в какое сравнение с тем, что мы наблюдаем, например, в Европе. Внятной политики по привлечению квалифицированных иностранных специалистов в Корее тоже как не было, так и нет. А если что-то позитивное в этом направлении и развивалось, как, например, привлечение иностранных студентов, то оно теперь напрочь убито коронавирусом. В общем, интересно будет посмотреть, как Корея будет выкручиваться из сложившейся ситуации.
В 2020 году население Южной Кореи впервые сократилось: Один комментарий