2 июля одной из главных новостей в Корее стало возвращение в страну редчайшего предмета прикладного искусства — небольшой лаковой шкатулки времён государства Корё. Точнее, само возвращение состоялось раньше — шкатулку выкупили у японского коллекционера в декабре прошлого года, но показать её Управление культурного наследия решило только сейчас.
Лаковые изделия, украшенные перламутром и другими материалами, были с древних времён популярны по всей Восточной Азии, то есть они, конечно, не корейское изобретение, но это даже и хорошо: в каждой стране региона на протяжении многих веков местные мастера достигали своих собственных вершин, благодаря чему мы теперь можем любоваться большим разнообразием лаковых поделок. В Корее такие поделки с инкрустациями называют наджон чхильги (나전칠기, 螺細漆器): «наджон» — это инкрустирование перламутром, а «чхильги» означает «лаковые изделия».
Наджон чхильги получили широкое распространение в XVII–XVIII веках, то есть в эпоху Чосон, да и сейчас сувенирные магазины Кореи полны симпатичных лаковых шкатулок с перламутровыми узорами, а во многих домах, особенно в тех, где живут люди почтенного возраста, регулярно встречается урашенная таким же способом мебель.

С другой стороны, известно, что лаковые изделия на Корейском полуострове начали изготавливать задолго до эпохи Чосон. Но вот проблема: из того, что было сделано раньше, почти ничего не сохранилось. От всего полутысячелетнего периода Корё (918–1392 гг.), например, осталось жалких два десятка (!) лаковых поделок, причём большинство из них разбросано по коллекциям в США и Японии. Это поможет вам понять, почему возвращение в страну одного из изделий наджон чхильги — небольшой и сильно потёртой шкатулки XII века длиной 10 сантиметров и весом 50 граммов — стало важным культурным событием. Шкатулок именно такого рода известно всего три: две другие хранятся в Государственном центральном музее.

Для украшения лаковой шкатулки изображениями хризантем и вьюнков безвестный мастер, трудившийся примерно 800 лет назад, использовал пластинки из морского ушка (абалона) и панциря морской черепахи, а также металлическую проволоку.
К сожалению, японский коллекционер продал Управлению культурного наследия не всё, что у него было. Оказывается, у него хранился комплект из трёх шкатулок разного размера. Японец согласился продать только одну шкатулку из комплекта, а две другие оставил себе.

Шкатулка будет передана на хранение в Государственный центральный музей (국립중앙박물관), который, впрочем, сейчас закрыт из-за коронавируса и неизвестно когда откроется, что довольно печально.