В последнее время много шума наделала невиданная по своим масштабам оружейная сделка, заключённая корейскими компаниями с Польшей. Корея обязалась поставить полякам тяжелые вооружения, включая танки, мощную артиллерию, реактивные системы залпового огня и самолёты, на общую сумму порядка 30 триллионов вон, или 23 миллиардов долларов по текущему курсу.
Как нетрудно догадаться, продать кому-нибудь, скажем, тысячу танков — это не то же самое же продать бутылку… молока в магазине. С молоком всё просто: вы приходите в магазин, платите деньги и забираете желанный продукт с собой. С тысячей же танков, особенно если их ещё нет в природе, потому что их только предстоит произвести, дела обстоят гораздо сложнее. Тут уже всё делается через банки, которые дают кредиты и производителям, и покупателям как на производство, так и на покупку товара, а кроме того, обеспечивают гарантии платежей, выпускают аккредитивы, занимаются факторингом и прочими удивительными вещами, без которых никакие крупные контракты просто невозможны. Важно и то, что, если речь идёт о сделке в 30 триллионов вон, то не всякий банк имеет достаточно ресурсов, чтобы обеспечить её осуществление. Во всей Южной Корее, например, ни одного такого банка не нашлось.
Вообще, главная южнокорейская государственная организация, которая призвана помогать внешней торговле и финансировать крупные сделки — это Экспортно-импортный банк Кореи (Эксимбанк, 한국수출입은행), структура хоть и мощная, но не всесильная. Закон об Эксимбанке вводит ограничения на максимальный объём кредитов, которые этот банк может выдать одной и той же корпорации в тех или иных случаях, и верхний предел определяется как некий процент от собственного капитала (equity capital) банка. В случае с польской сделкой процент этот должен быть не выше 40. При этом, по последним данным, собственный капитал Эксимбанка сейчас составляет 18,4 триллиона вон. Соответственно, банк в нашем случае может выдать не более 7,36 трлн вон кредитов и гарантий, из которых 6 трлн он уже выдал в прошлом году. Иначе говоря, корейский Эксимбанк в принципе не в состоянии обеспечить осуществление 30-триллионной сделки.
Как сообщает информационное агентство Йонхап, в недрах парламента уже рассматривается законопроект, который позволил бы увеличить собственный капитал Эксимбанка и, следовательно, дать ему возможность выдавать более крупные кредиты. Но корейский парламент — это та ещё канитель. И пока суд да дело, 6 ноября Минобороны провело рабочую встречу с представителями пяти крупных коммерческих банков страны — “Кунмин”, “Синхан”, “Хана”, “Ури” и “Нонхёп”. Какие конкретно варианты действий там обсуждались, не сообщается, но точно известно, что речь шла о сделке с поляками.
Предполагают, что одним из вариантов может быть создание синдиката коммерческих банков, чтобы они могли профинансировать оружейную сделку совместно.
Кстати, вы можете следить за важнейшими корейскими новостями, подписавшись на мой канал в Телеграме, Фейсбуке, Твиттере или Инстаграме.