С 31 августа ковид в Корее будет переквалифицирован из второго в самый низкий — четвёртый — класс инфекционных заболеваний, к которому относятся, в частности, грипп и ОРЗ. Изменения, к которым это приведёт, коснутся не столько жизни обычных граждан, сколько работы эпидемиологов, ведь большинство ковидных ограничений и так уже давно снято, а те немногие ограничения, которые остались, отменяться пока не будут.
В Корее есть Закон о контроле и профилактике инфекционных заболеваний, в котором болезни разбиты на четыре класса опасности.
К первому классу относятся, например, геморрагическая лихорадка Эбола, оспа, чума, сибирская язва, ботулизм, туляремия, САРС, МЕРС, дифтерия и прочие ужасы. Сюда же с января 2020 года относился и ковид-19, но в апреле 2022 года его понизили до второго класса.
Согласно упомянутому выше закону, заболеваниями первого класса считаются инфекционные болезни с высокой смертностью и большим риском массовых вспышек, а также болезни, вызванные биологическим оружием. О выявлении таких инфекций следует докладывать в соответствующие инстанции немедленно, а заражённых требуется надёжно изолировать, например, в помещениях отрицательного давления.
Интересно, что, не считая ковида, в Корее за последние минимум пять лет не было ни одного случая инфекционных заболеваний первого класса. В этом можно убедиться, посмотрев свежий еженедельный отчёт об эпидемиологической обстановке в стране, опубликованный 24 августа Управлением по контролю и профилактике заболеваний.
Ко второму классу опасности, в котором до 31 августа будет находиться и ковид, отнесены такие инфекционные заболевания, как туберкулёз, холера, брюшной тиф, вирусный гепатит А, пневмококковая инфекция (вызывает бактериальную пневмонию, менингит, плеврит и др.), проказа, свинка, менингококковая инфекция (вызывает гнойный менингит, менингококцемию и др.), корь, ветряная оспа, инфекции, вызванные карбапенем-резистентными энтеробактериями (карбапенемы — антибиотики, эффективные против бактерий, выработавших устойчивость ко всем другим известным науке антибиотикам, то есть карбапенемы — это последняя надежда для больного, когда другие лекарства не действуют; к сожалению, некоторые бактерии начинают вырабатывать устойчивость и к карбапенемам тоже, отчего смертность от заражения такими бактериями достигает 50 %), коклюш, полиомиелит и т. д. Все эти столь разные заболевания объединяет то, что заболевшие ими должны по закону подвергаться изоляции. Сообщить властям об обнаружении этих инфекций медики должны в течение 24 часов.
Из инфекций второго класса в Корее с начала 2023 года по 19 августа зафиксировано: 10364 случая туберкулёза, 16052 случая ветряной оспы, 5628 случаев свинки, 23164 случаев инфекций, вызванных карбапенем-резистентными энтеробактериями.
Примеры заболеваний третьего класса: малярия, бруцеллёз, клещевой энцефалит, гепатиты B и C, бешенство, лихорадка денге, ВИЧ/СПИД, лихорадка цуцугамуси (кор. 쯔쯔가무시병) и др.
Изолировать (помещать на карантин) выявленных носителей инфекций третьего класса обычно не требуется, но за ситуацией с этими заболеваниями должен осуществляться санитарно-эпидемиологический надзор. Под таким надзором имеются в виду: сбор и анализ информации о вспышке заболевания и его возбудителях; своевременное предоставление полученных результатов кому надо (так в законе и написано: “тем, кому надо”); использование полученных результатов для профилактики и контроля заболеваний.
Наиболее часто встречавшиеся в Корее заболевания третьего класса в период с начала нынешнего года по 19 августа: гепатит C — 4826 случаев, лихорадка цуцугамуси — 738, малярия — 524, ВИЧ/СПИД — 484.
И, наконец, в список инфекционных заболеваний четвертого класса входят: грипп, ОРЗ, различные венерические заболевания (сифилис, гонорея, хламидиоз, генитальный герпес и др.), гельминтозы и некоторые другие неприятности разной степени тяжести. Болезни из этого класса требуют так называемого дозорного эпидемиологического надзора (sentinel surveillance), в ходе которого распространение инфекции изучается не среди кого попало, а в ограниченном контингенте людей, например, в группах риска.
В этот-то четвёртый класс ковид с сентября и перейдёт.
Корейское правительство давно хотело разжаловать ковид до уровня гриппа и ОРЗ, но новая вспышка этой инфекции, начавшаяся в июне, скомкала оптимистические планы. К счастью, вспышка теперь пошла, наконец, на убыль: с 15 по 21 августа в среднем выявлялось около 40 тысяч заражённых в день, тогда как в предыдущую неделю этот показатель достигал 49 тысяч, а еще раньше зашкаливал за 50 тысяч. Несмотря на столь большое число заражённых, особого беспокойства в стране нет, потому что народ теперь в основном переносит болезнь в лёгкой форме и смертность от ковида приблизилась к смертности от гриппа. Соответственно, в Управлении контроля и профилактики заболеваний считают, что пора уже сосредоточить усилия не на ежедневном подсчёте числа заражённых, а на работе с уязвимыми группами населения, то есть, очевидно, со стариками. Иначе говоря, корейские эпидемиологи перейдут к описанному выше “дозорному” режиму санэпиднадзора. В лечении ковида тоже теперь не будет никакой чрезвычайщины, заниматься им будут обычные медучреждения.
Вместе с тем, с больницах и домах престарелых пока сохранится масочный режим. Пациенты, поступающие на стационарное лечение и в дома престарелых, по-прежнему обязаны будут сдавать анализы на коронавирус.
Правительство будет частично компенсировать расходы на лечение тяжелобольных ковидом, а также продолжит предоставлять бесплатные ПЦР-анализы в специальных диагностических клиниках (선별진료소), но не в обычных медучреждениях — там за анализы придётся платить. Амбулаторное лечение и прививки пока остаются бесплатными.
В осенне-зимний период планируется провести очередную кампанию вакцинации, которая будет нацелена на сравнительно новую, хоть и далеко не последнюю, разновидность коронавируса SARS-CoV-2 — подвариант XXB варианта Омикрон.
Кстати, вы можете следить за важнейшими корейскими новостями, подписавшись на мой канал в Телеграме, Фейсбуке, Твиттере или Инстаграме.