Число иностранных студентов в Южной Корее побило рекорд

Корейский институт развития образования (한국교육개발원) недавно обновил свою статистическую базу данных, добавив в неё информацию за 2022 год. Из обновлённых данных видно, что число иностранных студентов в Корее в прошлом году достигло небывалой отметки — почти 167 тысяч человек. Надо, правда, иметь в виду, что сюда включены все, кто так или иначе учится в вузах, будь то в бакалавриате, аспирантуре, по обмену, по программе двухгодичного колледжа или, например, на языковых курсах в университете. Но и в прежние годы статистика считалась аналогично, так что не суть.    

Ещё не так давно, в последнем году предыдущего тысячелетия, то есть в 2000-м, в Южной Корее было всего 3980 иностранных студентов. К 2010 году их число выросло до 83,8 тыс., а к 2019 году — до 160,1 тыс. Потом был коронавирус, из-за которого иностранцев в корейских вузах стало поменьше: 153,7 тыс. в 2020 г. и 152,3 тыс. в 2021 г. Но не успела пандемия завершиться, как число студентов из-за рубежа превысило все прежние показатели: в весеннем семестре 2022 года в Корее учились 166869 иностранцев. 

По данным Корейского института развития образования, почти 72 тыс., или 43 процента, студентов из других стран обучались в Сеуле, 22,2 тыс. — в провинции Кёнгидо, 10,4 тыс. — в Пусане, 9,7 тыс. — в Тэджоне. А вообще иностранцы учились буквально по всей Корее, так что даже на небольшом южном острове Чеджудо гранит науки грызли целых 1717 “импортных” студентов. Или это был базальт науки, а не гранит? Наверное, точнее было бы всё-таки говорить о базальте, магматической горной породе, которая на том острове повсюду, ведь Чеджудо — это торчащая из-под воды макушка огромного вулкана… 

Значительный рост числа студентов в Корее принято объяснять следующими двумя факторами. 

Во-первых, популярность и престиж Южной Кореи за рубежом, равные жирному нулю ещё каких-то два с половиной десятилетия назад, успели с тех пор  народиться и вырасти до небывалых высот. Если раньше зарубежному “юноше, обдумывающему житьё” и решающему, где бы ему получить высшее образование, Корея в качестве варианта никогда даже в голову не приходила, то теперь она его зовёт и манит, особенно если этот юноша из Китая или Вьетнама. Или, например, из Узбекистана. 

Во-вторых, в Корее уже довольно много лет наблюдается крайне низкая рождаемость. Среди тех, кто от этого больше всех страдает, особо выделяются вузы. Университетов и колледжей в Корее развелось пруд пруди, а вот учиться в них теперь некому. Если в 2000 году в вузы Кореи поступили 820 тыс. человек, то в 2022 году — 695 тыс. И дальше будет только хуже. Сокращение происходит в первую очередь за счёт провинциальных университетов. В Сеуле число поступающих за те же годы — с 2000-го по 2022-й — даже подросло — со 195 тыс. до 208 тыс., а вот в Пусане оно уменьшилось с 70 тыс. до 50 тыс., в Чолла-Намдо упало с 26 тыс. до 18 тыс., в Кёнсан-Намдо — с 41 тыс. до 23 тыс. Общее число студентов вузов в Корее достигло пика в 3,74 млн чел. в 2011 году, а к 2022 году оно сократилось до 3,12 млн. В Пусане в 2012 году было 303 тыс. студентов, а в 2022 году — 235 тыс. В вузах провинции Кёнсан-Намдо в 2002 году учились 164 тыс. чел., а в 2022 году — 106 тыс. И так далее.  

Очевидное решение этой проблемы — зазывать студентов из-за рубежа. Говорят, что корейские вузы сейчас активно рекламируют себя за границей, и их усилия приносят кое-какие плоды.  

Наконец, то, о чём обычно стараются не писать: число иностранных студентов — один из важных критериев при определении места вуза в разнообразных рейтингах. Можно сколько угодно рассуждать о том, насколько эти рейтинги якобы несовершенны и будто бы бессмысленны, но в итоге многие молодые люди и их родители при выборе вуза всё равно смотрят на его место в списке от Times Higher Education, или вроде того. 

Кстати, в первой сотне мирового рейтинга Times Higher Education за 2023 год оказались три корейских учебных заведения: Сеульский университет (Seoul National University, 56-е место), университет “Йонсе” (Yonsei University, 78-е место) и Корейский институт науки и технологий (KAIST, 91-е место). Возможно, позиции этих вузов могли бы быть ещё выше, если бы иностранных студентов в них училось больше. А пока в Сеульском университете студенты из-за рубежа составляют лишь 10 % от общего числа учащихся, в “Йонсе” — 17 %, в КАИСТе — 9 %. Для сравнения: в Оксфордском университете, возглавляющем рейтинг Times Higher Education, 42 % студентов — иностранцы. Иначе говоря, пусть число иностранных учащихся в Корее и побило рекорд, но, вообще-то, их тут пока не так уж и много, если сравнивать с некоторыми другими странами. Гугл сообщает, что, к примеру, в Великобритании в 2022 году было около 680 тыс. студентов-иностранцев, в Германии — 441 тыс., а во Франции — 400 тыс. В  США училось ещё больше иностранцев —  764 тыс., но с Америкой Корею сравнивать всё-таки, наверное, нечестно, это другая “весовая категория”. 

121,7 тыс. иностранных учащихся в Корее числились в бакалавриате, 45,1 тыс — в аспирантуре. Но это не значит, что все они учились по полной программе с целью получения диплома. Например, 27,2 тыс. иностранных студентов занимались на курсах корейского языка при вузах, при этом почти все они вошли в статистику бакалавриата. 

Вы можете сами покопаться в базе данных Корейского института развития образования, если вам интересно. Там при должном упорстве можно нарыть немало любопытного. Например, я узнал, что в 2022 году в университетах Кореи — в бакалавриате — было 80 преподавателей русского языка и литературы на полную ставку, из которых 11 — иностранцы (2 — в ранге полного профессора). Ещё 140 преподавателей русского трудились на неполную ставку. По какой-то причине доля иностранцев среди них в статистику не включена. По числу преподавателей на полной ставке русский язык находился на уровне испанского, примерно вдвое уступал немецком и французскому, а английскому (1010 преподавателей) и китайскому  (430) уступал ещё сильнее, что, конечно, вряд ли кого-нибудь удивит. В аспирантурах Кореи статистика насчитала ровно трёх преподавателей русского на полную ставку (один из них иностранец, а точнее — иностранка) и 21 — на неполную. Это, кстати, не так мало, как может показаться на первый взгляд, — больше, чем тех, кто преподаёт аспирантам немецкий, французский или испанский языки.  

А вот данных о том, сколько иностранцев учится в конкретных корейских университетах, я на сайте Института развития образования почему-то не нашёл. Может, плохо искал. Зато подготовленные институтом на эту тему сведения нашлись в хранилище разного рода данных, созданном Министерством внутренних дел. Вот список корейских вузов, лидировавших по числу иностранных студентов на начало 2022 учебного года (данные по филиалам вузов не суммированы). 

Университет “Сонгюнгван” (성균관대학교) — 4751

Университет “Кёнхи” (경희대학교) — 4439

Университет “Йонсе” (연세대학교) — 4084

Университет “Корё” (고려대학교) — 3432

Университет “Ханян”(한양대학교) — 3147 (без филиала в Ансане)

Университет “Чунан” (중앙대학교) — 2616

Университет иностранных языков “Хангук” (한국외국어대학교) — 2567

Университет “Конгук”  (건국대학교) — 2148  

Университет “Качхон” (가천대학교) — 2131

Университет “Сунсиль” (숭실대학교교) — 2056

Университет “Усон” (우송대학교) — 1957

Университет “Соган” (서강대학교) — 1941

Университет “Мёнджи”, филиал в Сеуле (명지대학교 제2캠퍼스) — 1902

Университет “Кунмин” (국민대학교) — 1832

Университет “Хонъик” (홍익대학교) — 1668

Университет “Инха” (인하대학교) — 1664

Университет “Тонгук” (동국대학교) — 1652

Университет “Сонмун” (선문대학교) — 1561 

Если вы сейчас внимательно изучаете этот список, не находите в нём Сеульского университета и думаете, что произошла какая-то чудовищная ошибка, то могу вас заверить: нет, никакой ошибки не произошло. В главном вузе страны в начале 2022 года училось всего 1410 студентов-иностранцев. Это даже меньше, чем в одном отдельно взятом филиале университета “Ханян” в Ансане (1668 чел.). 

Такие дела. 

Заглавное фото: 한국경제TV

Кстати, вы можете следить за важнейшими корейскими новостями, подписавшись на мой канал в ТелеграмеФейсбуке или Твиттере.

Добавить комментарий