На прошедшей неделе впервые в Корее руководитель компании был отправлен за решётку по Закону о наказании при несчастных случаях с тяжкими последствиями (중대재해처벌법, Serious Accidents Punishment Act).
Закон вступил в силу в январе прошлого года, но его применение было отложено на год, чтобы дать заинтересованным лицам время на подготовку. Готовиться должны были бизнесмены, менеджеры, чиновники, частные и государственные компании и организации. Согласно новому закону, отныне в случае гибели хотя бы одного рабочего на производстве глава компании, если его признают виновным, должен отправиться в тюрьму на срок не менее одного года. Кроме того, бизнесмены и менеджеры могут теперь сесть за решетку на несколько лет, если в результате несчастного случая на производстве не менее двух их работников получили травмы. Лишение свободы грозит большим начальникам и за некоторые профессиональные заболевания рабочих, такие как острые отравления, если они случаются нередко — от трёх случаев в год. Действие закона не распространяется на мелкие предприятия, под него подпадают только средние и крупные.
26 апреля Масанский филиал окружного суда в городе Чханвоне (창원지방법원 마산지원) вынес приговор гендиректору металлургической компании Hankook Steel & Mill Co. (한국제강) Сон Хёнсику (성형식), признав его виновным в том, что он не принял достаточных мер для обеспечения безопасности производства, следствием чего стала гибель одного из рабочих. Г-н Сон приговорён к 1 году лишения свободы, а его компания выплатит штраф 100 миллионов вон (около $75 тыс.).
Сон Хёнсик стал первым главой компании, получившим реальный тюремный срок по Закону о наказании при несчастных случаях с тяжкими последствиями. Примечательно, что печальный инцидент произошёл, строго говоря, не в его фирме. Hankook Steel & Mill Co. выступала в роли генподрядчика, а собственно работы, закончившиеся трагедией, выполнялись субподрядчиком — компанией “Канбэк саноп”(강백산업) на заводе в уезде Хаман-гун провинции Кёнсан-Намдо. Глава компании “Канбэк саноп”, ныне уже ликвидированной, тоже был наказан, но в тюрьму не сел: ему дали 6 месяцев тюрьмы с отсрочкой исполнения приговора на 2 года, то есть условный срок, и 40 часов общественных работ.
Несчастный случай, из-за которого осудили бизнесменов, произошёл на предприятии “Канбэк саноп” 16 марта прошлого года. Стальная плита весом 1,2 тонны сорвалась с подъёмного крана и упала на ногу рабочего — пожилого мужчины в возрасте за 60 лет. От полученной травмы тот скончался. Расследование показало, что некоторые правила техники безопасности соблюдены не были — причём именно в плане организации работы, то есть по вине менеджеров.
Суд обосновал свой приговор Сон Хёнсику ещё и тем, что нарушения и происшествия на предприятиях, подконтрольных Hankook Steel & Mill Co., случались уже не раз. Так, компания дважды платила штрафы по результатам проверок безопасности труда — в 2011 и 2021 годах. Кроме того, в мае 2021 года, то есть примерно за 9 месяцев до описанного выше смертельного инцидента, ещё один работник Hankook Steel погиб на производстве.
Решение суда, разумеется, огорчило деловые круги, но зато обрадовало профсоюзных активистов, которые надеются, что оно станет полезным прецедентом. Так, скорее всего, и получится. Прямо сейчас, например, в том же окружном суде в Чханвоне рассматривается дело о заболевании работников двух других корейских компаний (두성산업, 대흥알앤티) токсическим гепатитом — крайне неприятной болезнью, возникающей, когда клетки печени поражаются ядовитыми веществами — однократно в высокой концентрации или в небольших дозах в течение длительного времени. Тут тоже явно просматриваются перспективы осуждения менеджеров по Закону о наказании при несчастных случаях с тяжкими последствиями, хотя их вину ещё, конечно, надо будет доказать.
Наконец, высказывается мнение и о том, что наказания могли бы быть и построже. Объём продаж Hankook Steel & Mill Co. в прошлом году составил 834 миллиарда вон. Что такое для неё 100 миллионов штрафа? Сущий пустяк. Что же касается тюрьмы, то Генпрокуратура, вообще-то, рекомендует при отсутствии смягчающих или отягчающих обстоятельств запрашивать для виновных наказание в виде лишения свободы на срок от 2,5 до 4 лет. Так что г-н Сон, получивший всего год, можно сказать, ещё легко отделался.
Самый первый приговор по новому закону был вынесен недавно, 6 апреля. Тогда за смерть рабочего на стройплощадке (он упал с большой высоты) тоже был наказан руководитель генподрядчика — компании “Оню партнерс” (온유파트너스). Ему дали полтора года условно. Помимо этого, компания заплатила штраф 30 миллионов вон ($22,5 тыс.). Мягкость наказания суд объяснил искренним раскаянием подсудимого, а также тем, что компания выплатила компенсацию и родственники погибшего просили её не наказывать.
В раскаяние руководителя “Оню партнерс” верится хотя бы потому, что он не стал подавать апелляцию. А вот Сон Хёнсик из Hankook Steel & Mill Co., не выказавший вообще никаких эмоций, когда его приговорили к реальному сроку, апелляцию таки подал, то есть там история ещё далека от завершения.
Кстати, вы можете следить за важнейшими корейскими новостями, подписавшись на мой канал в Телеграме, Фейсбуке или Твиттере.