19 апреля в интервью агентству Рейтер по случаю своего предстоящего визита в США президент Республики Корея Юн Соннёль впервые заговорил о возможности поставок Украине южнокорейского оружия. При этом важно уточнить, что Юн рассуждал лишь о гипотетической возможности таких поставок, а не о конкретных планах. Тем не менее слова президента привлекали всеобщее внимание, поскольку до сих пор Сеул — во всяком случае, официально — отвергал возможность оказания помощи Киеву оружием. Южная Корея поставляла в Украину только гуманитарную помощь и нелетальные военные припасы, такие как пуленепробиваемые жилеты, шлемы, медицинские принадлежности и сухпайки. Правда, намёки на возможное смягчение южнокорейской позиции раньше уже появлялись. Так, в начале марта из уст главы Кабинета министров Хан Доксу мы узнали, что Корея, оказывается, ещё не приняла окончательного решения по данному вопросу. А недавний слив секретных документов Пентагона подтвердил, что в недрах президентской администрации рассматриваются различные варианты дальнейших действий, включая отказ от принципа непоставки вооружений в конфликтные зоны, а также отправку боеприпасов в другие страны — например, в Польшу — для последующей их пересылки Украине.
Как передаёт Рейтер, Юн Соннёль в своём интервью этому информационному агентству сообщил, что корейское правительство продолжает искать способы помочь в обороне и восстановлении Украины, подобно тому, как сама Южная Корея в годы Корейской войны 1950–1953 годов получала помощь от разных стран мира.
“Если возникнет нетерпимая с точки зрения мирового сообщества ситуация, включая массированные нападения на гражданских лиц, массовые убийства или серьёзные нарушения правил ведения войны, нам, наверное, трудно будет настаивать на одной только гуманитарной или финансовой помощи”, — сказал Юн Соннёль.
По словам президента, не должно быть ограничений для “помощи в защите страны, которая подверглась вторжению, нелегальному как по международному, так и по национальному праву”. Однако южнокорейское правительство примет “наиболее целесообразные меры с учётом отношений со сторонами, вовлечёнными в войну, и ситуации на фронтах”, — сказал Юн Соннёль.
Как передало агентство новостей Йонхап, в администрации южнокорейского президента уже пояснили, что позиция Сеула остаётся неизменной и что слова Юн Соннёля, сказанные им в интервью Рейтер, не следует понимать как намёк на смену курса касательно помощи Украине. В администрации также обратили внимание на те условия для расширения помощи украинцам, которые назвал президент.
Кремль в лице г-на Пескова достаточно оперативно отозвался на интервью Юн Соннёля — правда, в довольно робких формулировках. “Кардинально нового в этом ничего нет, — сказал пресс-секретарь Путина журналистам. — И в плане санкций, и так далее. К нашему сожалению, Сеул занял достаточно недружественные позиции во всей этой истории. Это — продолжение. […] Конечно же, начало поставок вооружения будет косвенно означать определенную стадию вовлеченности в этот конфликт”, — отметил он.
Более нервно отреагировало российское посольство в Сеуле. В своём фейсбучном аккаунте, давно превратившемся в пропагандистскую помойку, посольские, в частности, написали: “Южнокорейская сторона хорошо осведомлена о неизбежных негативных последствиях эвентуального решения Сеула о присоединении к группе «военных спонсоров» киевского режима и поставке ему летальных вооружений. Подобный шаг окончательно разрушил бы российско-корейские отношения, конструктивно развивавшиеся на протяжении последних трех десятилетий на благо народов двух стран. Он также имел бы весьма негативные последствия для нашего двустороннего взаимодействия в контексте ситуации в области безопасности на Корейском полуострове”.
Хотелось бы в связи с этим напомнить нашим дипломатам в штатском, что шагом, который уже по сути разрушил отношения Сеула с Москвой, было вторжение России в Украину. Не было бы этой преступной агрессии, всё было бы хорошо. Кроме того, именно путинский режим ещё в марте прошлого года официально включил Южную Корею в список недружественных стран. Так каких ещё отношений после этого вы хотите? Объём торговли между двумя странами за последний год довольно заметно сократился, а то, что остаётся, нужно Москве в неменьшей, если не в большей, степени, чем Сеулу. Тот факт, что страны Запада шлют Украине оружие, не привёл к полному разрыву отношений путинской России с Европой и не мешает, например, жене замминистров обороны РФ рассекать по Куршевелям. Если “окончательный разрыв” выглядит так, то есть как пресловутое“последнее китайское предупреждение”, то вряд ли им удастся кого бы то ни было запугать.
Что же касается “безопасности на Корейском полуострове”, то Кремль вместе с Китаем сейчас активно поддерживает Пхеньян и блокирует в ООН все инициативы, направленные на прекращение северокорейских ракетных и ядерных разработок, идущих тем временем полным ходом. Так что и тут ничего позитивного от двустороннего взаимодействия с Москвой Сеулу ждать не приходится.
В таких суровых условиях остаётся только надеяться, что администрация Юн Соннёля, рассмотрев все за и против, примет уже, наконец, правильное решение. Не исключено, что этому может поспособствовать визит Юна в США, намеченный на 26 апреля.
Кстати, вы можете следить за важнейшими корейскими новостями, подписавшись на мой канал в Телеграме, Фейсбуке или Твиттере.