Секретные документы Пентагона: из-за чего сыр-бор?

Вероятно, многие из вас в последние дни видели в новостях истории, связанные с утечкой секретных документов Минобороны США. Как сообщают решительно все мировые СМИ — обычно со ссылкой на “Нью-Йорк таймс” или “Вашингтон пост”, в соцсетях недавно появились десятки фотографий с донесениями американской разведки на различные темы, связанные с российским вторжением в Украину. Публикация этих документов, явно не предназначенных для посторонних глаз, уже вызвала ряд политических скандалов и стала суровой головной болью для американцев, ведь в очередной раз выяснилось, что спецслужбы США занимаются (сюрприз!) прослушкой всего и вся, включая разговоры высокопоставленных официальных лиц в странах-союзниках Вашингтона. Среди тех, за кем шпионят американцы, оказалось и руководство Южной Кореи. 

Крупнейшие западные издания из каких-то своих, не вполне понятных мне соображений не публикуют сами документы, попавшие в соцсети, довольствуясь лишь пересказами их содержания от “Нью-Йорк таймс”, так что некоторые недоверчивые люди даже стали высказывать сомнения типа “а был ли мальчик?”. В качестве подтверждения того, что мальчик действительно был, привожу фото одного из слитых документов, который как раз касается Южной Кореи. Эту и другие подобные фотографии, пусть и не без некоторых усилий, всё-таки можно нагуглить, поскольку они опубликованы в разных незападных электронных СМИ (пример). 

Давайте посмотрим, что же тут написано.

“Южную Корею терзают подозрения по поводу того, кому в конечном итоге достанутся боеприпасы, о поставках которых просят США” — примерно так озаглавлена слитая в соцсети докладная записка с грифом “совершенно секретно” (Top Secret). Особенно примечательно, что на ней есть ещё и гриф SI-G, означающий, что приведённые в документе сведения получены методами перехвата электронных сообщений или подслушивания разговоров с помощью жучков и прочих технических средств

Под упомянутыми в заголовке “боеприпасами” имеются в виду 155-миллиметровые артиллерийские снаряды, которые, Корея, как известно, поставляет США, чтобы американцы могли пополнить собственные запасы снарядов, истощившиеся из-за войны в Украине. 

Ключевой момент, который надо иметь в виду при чтении этой секретной записки: в своих публичных заявлениях Сеул категорически настаивает на том, чтобы конечным потребителем поставляемых боеприпасов были именно США, то есть артиллерийские снаряды корейского производства не должны потом переправляться в Украину. Официальная причина такого требования: поставка летальных вооружений в зону конфликта противоречит южнокорейским законам. Неофициально же многие в Сеуле, на словах осуждая российскую агрессию, одновременно всё ещё стремятся сохранить более или менее ровные отношения с Москвой в наивной надежде, что та как-нибудь поможет в решении северокорейской проблемы (на самом деле Кремль, наоборот, будет только всячески вредить Югу и раздувать огонь его противостояния с Севером, но об этом как-нибудь в другой раз). 

В записке упоминается Офис национальной безопасности (ОНБ, 국가안보실) — постоянно действующий орган президентской администрации Южной Кореи, а также Совет национальной безопасности (СНБ, 국가안전보장회의) — совещательный орган из ключевых министров под председательством главы государства. СНБ работает не постоянно, а собирается время от времени — как правило, в случае возникновения серьёзных угроз. В последний раз, например, Совет заседал утром 13 апреля — после очередного северокорейского ракетного запуска. 

Руководство ОНБ обычно участвует в работе СНБ и, соответственно, бывает в курсе того, что там обсуждается. 

Наконец, в секретной записке упоминается предстоящий государственный визит президента Южной Кореи Юн Соннёля в США. Юн планирует прибыть в Вашингтон уже совсем скоро — 26 апреля. Объявлено об этом было 7 марта.   

Итак, перевод записки.     

* * *

Ли Мунхи (이문희), президентский секретарь по иностранным делам в Офисе национальной безопасности (ОНБ), сообщил 1 марта директору ОНБ Ким Сонхану (김성한), что южнокорейский Совет национальной безопасности (СНБ) терзают сомнения, будут ли США конечным потребителем боеприпасов, если Южная Корея удовлетворит американский запрос на их поставку. СНБ, судя по сообщениям, также беспокоится, что американский президент напрямую позвонит южнокорейскому президенту Юн Соннёлю. Ли подчеркнул, что Южная Корея не готова к телефонному разговору между главами государств, не имея чёткой позиции по этому вопросу, и добавил, что Южная Корея не может поступиться своим принципом не поставлять летальные вооружения, поэтому единственным вариантом может быть официальный отказ от этого принципа. Ли попросил Кима выяснить, что по этому поводу думает Им Гихун (임기훈), президентский секретарь по оборонным вопросам в ОНБ, поскольку Им обещал выработать окончательную позицию ко 2 марта. Ли также отметил, что затем Киму надо было бы продолжить обсуждение этого вопроса в СНБ, если такая необходимость ещё возникнет. Ким выразил озабоченность тем, как эта проблема будет воспринята в стране: если объявление о государственном визите Юна в США совпадёт с объявлением, что Южная Корея меняет свою позицию по поводу поставок летальных вооружений Украине, южнокорейская общественность может подумать, будто эти два объявления были сделаны одно в обмен на другое. Затем Ким высказал предположение о возможности продажи 330 тысяч 155-миллиметровых снарядов Польше, поскольку главная цель Соединённых Штатов — поставить боеприпасы Украине как можно скорее. Ли согласился, что, может быть, будет возможно получить согласие Польши на то, чтобы назвать её конечным потребителем, но чтобы она переправила эти боеприпасы Украине. Ли отметил, что законопроект о том, чтобы разрешить объявлять развитые страны конечными потребителями экспортного оружия, находится в процессе одобрения, но Южная Корея должна проконтролировать, что будет делать Польша.

* * *

Разумеется, содержание этой секретной записки стало предметом живейшего обсуждения в Корее. Излагать умные мысли каждого, кто счёл своим долгом высказаться, мне, однако, недосуг, поэтому выскажу только своё мнение (а вы имеете полное право на своё). 

Самое скандальное здесь, конечно, что данные об американской прослушке были куда-то слиты. Что же касается самого факт прослушки, то он, разумеется, крайне неприятен, но нисколько не удивителен. Вспоминается история со слежкой за разговорами Ангелы Меркель и других европейских лидеров, которая вызвала много шума в 2013 году, но не окончилась ничем серьёзным, кроме горьких упрёков в том, что, если вы, американцы, имеете техническую возможность что-то делать, это ещё не значит, что заниматься этим вам следует. В целом тогда, кажется, возобладало мнение, что все следят за всеми, в том числе за друзьями, так что ничего особо страшного не случилось, просто не надо совсем уж наглеть, а главное — попадаться. 

Но вот опять попались. Увы. 

В этот раз скандал точно так же никому не нужен, поэтому его будут всячески заминать — и, как мне кажется, правильно. Правда, немножко смешно было наблюдать неуклюжие, шитые белыми нитками попытки южнокорейского правительства и американцев посеять сомнения в достоверности опубликованной информации. Фейки в этой истории, конечно, были, как же без них, но не в самих секретных записках, а, например, в некоторых российских публикациях, в которых исходные фотографии были грубо отфотошоплены так, чтобы занизить данные о потерях российских войск и, наоборот, завысить данные об украинских потерях. Но документ, касающийся Кореи, фотошопить никому в голову, кажется, не приходило. В общем, нечего и сомневаться: документ подлинный. А вот на вопрос, стоит ли по его поводу расстраиваться и переживать, ответ, как мне кажется, должен быть сугубо отрицательным. Можно разве что мерзко похихикать, а также посочувствовать бедным фигурантам подслушанного разговора — Ли Мунхи и Ким Сонхану, которых немедленно уволили с работы, как будто бы они в чём-то виноваты. Интересно, что увольнение случилось в конце марта, когда слив секретных материалов ещё не получили широкой огласки, и поэтому тогда никто не понял, за что именно Кима и Ли сместили со своих должностей.    

Содержание разговора тоже скандальным не назовёшь. Всем и так было известно, что Корея поставляет или собирается поставлять оружие и боеприпасы США и Польше. Все и раньше догадывались, что в условиях острой нехватки артиллерийских снарядов калибра 155 мм наверняка ведутся активные закулисные переговоры и что, скорее всего, Корея в итоге примет правильное решение, о котором широкой публике знать совершенно не обязательно. Единственное, мы теперь имеем материальное подтверждение наших догадок, и это прекрасная, радостная новость. Непонятно даже, отчего тут расстраиваться. 

Несколько огорчает только то, что упомянутая в секретной записке поставка 330 тысяч артиллерийских снарядов Польше, видимо, не состоится, то есть блестящая идея Кима и Ли не была поддержана. Вместо этого Сеул, кажется, принял решение “одолжить” (а не продать) 500 тысяч тех же самых снарядов не Польше, а Соединённым Штатам. Такой вариант предполагает, что снаряды будут находиться на американских складах взамен отправленных украинцам. Иначе говоря, Южная Корея пока остаётся верной своему принципу не поставлять оружие Украине. Ну, а как будет дальше, жизнь покажет.

Кстати, вы можете следить за важнейшими корейскими новостями, подписавшись на мой канал в ТелеграмеФейсбуке или Твиттере.

Секретные документы Пентагона: из-за чего сыр-бор?: Один комментарий

Добавить комментарий