Высокий суд Сеула: однополые партнёрства по сути идентичны гражданским бракам

Как многие из вас, наверное, помнят, нынешний 2023 год объявлен “Новостями Южной Кореи” годом пропаганды ЛГБТ. И вот недавно — очень кстати — в Корее произошло событие, которое прекрасно послужит этой самой пропаганде: Высокий суд Сеула (서울고등법원) встал на сторону гей-пары, которая судилась с Корпорацией государственного страхования (국민건강보험공단), и постановил, что между однополым партнёрством, с одной стороны, и гражданским браком, в котором живут люди разного пола, с другой стороны, разницы по сути нет, а потому правила страхования здоровья и в том, и в другом случаях должны быть одинаковыми. В частности, иждивенцы в однополых парах, подобно иждивенцам в гетеросексуальных гражданских браках, могут быть застрахованы, и при этом им не надо платить страховых взносов. 

В Южной Корее действует система обязательного государственного медицинского страхования. При этом тем, кто официально находится на иждивении у работающих людей, платить за страховку не надо. Иждивенцами, согласно Статье 5 Закона о государственном страховании здоровья, могут быть признаны супруги, а также ближайшие родственники работающих участников страхования: родители, бабушки, дедушки, дети, внуки, братья и сёстры. В нашем случае важно, что корейский Госстрах, расширенно интерпретируя упомянутый закон, распространяет его действие не только на людей, находящихся в официально оформленных брачных отношениях, но и на тех, кто живёт без официального оформления — в так называемом “фактическом браке” (사실혼), если переводить дословно по-корейски. По-русски такую ситуацию называют гражданским браком или сожительством. 

В феврале 2020 года, основываясь на практике Госстраха приравнивать “фактические браки” к обычным, в эту корпорацию обратился мужчина по имени Со Сонук (소성욱)  и успешно оформил себе страховку в качестве лица, находящегося на иждивении своего партнёра мужского пола Ким Йонмина (김용민). Очень скоро, однако, в Госстрахе спохватились и отменили своё решение, заявив, что, поскольку г-н Со живёт в однополом браке, а не в обычном, он не имеет права на статус иждивенца и должен платить за свою страховку сам. 

В феврале 2021 года, Со Сонук подал иск против Госстраха в Сеульский административный суд (서울행정법원), заявив что страховая корпорация его дискриминирует, не давая ему тех же прав, которые она даёт живущим в гражданском браке. В январе 2022 года административный суд вынес свой вердикт, встав на сторону госкорпорации. По мнению суда, существующая в Корее правовая система не позволяет приравнять отношения между двумя людьми одного пола к гражданскому браку. В попытке — да, именно так, в неуклюжей попытке — объяснить, что же именно в корейской правовой системе не позволяет признать равноценность гетеро- и гомосексуального сожительства, суд сослался на гражданское право, прецедентные решения Верховного и Конституционного судов, а также на преобладающее общественное мнение, согласно которым брак — это союз мужчины и женщины. 

Объяснение, данное судом, просто напрашивалось на апелляцию, поскольку было непонятно, почему и зачем в нём говорится о браке как союзе мужчины и женщины, если Со Сонук и Ким Йонмин в законном браке не состоят, признать свои отношения законным браком не требуют, на права людей, состоящих в таком браке не претендуют, а иск свой обосновывают политикой Госстраха в отношении сожителей, а не супругов. 

Разумеется, Со подал апелляцию, и 21 февраля нынешнего года Высокий суд Сеула вынес решение в его пользу. Суд, с одной стороны, посчитал, что нынешние корейские законы действительно не позволяют признать партнёрские отношения Со Сонука и Ким Йонмина гражданским браком. Тем не менее, согласно постановлению суда, отношения Со и Кима по сути своей идентичны отношениям в гетеросексуальном гражданском браке, так как основываются на общих эмоциональных и экономических потребностях, предполагают совместное проживание, поддержку, взаимопомощь и верность друг другу. Учитывая это, отказ Корпорации государственного страхования оформить страховку Со Сонуку был, по мнению Высокого суда, неправильным и дискриминационным. Кроме того, решение Госстраха противоречило целям и задачам льготного государственного страхования, которое направлено на социальную защиту иждивенцев, то есть тех, кто в материальном плане вынужден полагаться на трудоустроенных членов семьи.

Со Сонук (слева) и Ким Йонмин 21 февраля у здания Высокого суда Сеула после положительного решения в их пользу. У них в руках постер с надписью “Любовь”. У активистов, пришедших поддержать Со и Кима, на постерах надпись “Равенство”.

Наконец, Высокий суд Сеула прочитал собравшимся небольшую лекцию о том, что времена, вообще-то, меняются и вместе с ними меняются формы совместного проживания людей. Каждый человек, — отметил суд, — принадлежит к тому или иному меньшинству. Принадлежность к меньшинству отличает нас от большинства, но в самой по себе такой принадлежности нет ничего неправильного или плохого. “В обществе, в котором доминирует право большинства, понимание прав меньшинств и усилия, направленные на их защиту, необходимы, и в этом главная задача настоящего суда, последнего бастиона прав человека”, — говорится в постановлении. 

Итак, что же всё это значит? Прежде всего, мы, наконец-то, стали свидетелями первого в корейской истории случая, когда суд признал, что у однополых пар тоже есть права. И пусть речь пока идёт только об одной частной проблеме — медицинском страховании, прецедент, можно сказать, создан. 

В то же время у тех, кто добивается равенства прав для ЛГБТ в Корее, включая легализацию однополых браков, впереди ещё непаханное поле работы. Да и нынешний успех может оказаться недолговечным, так как Госстрах наверняка подаст апелляцию в Верховный суд, чьё решение заранее предсказать трудно. 

Меня как россиянина решение Высокого суда Сеула весьма радует потому, что может немного помочь постепенному осознанию широкой общественностью пресловутой “равноценности” гетеро- и гомосексуальных отношений. Как известно, путинской хунтой в последние годы приняты репрессивные “законы” против так называемой “пропаганды гомосексуализма”. В частности, в РФ теперь могут наказать за “формирование искаженного представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений или предпочтений”. Соответственно, каждый порядочный человек, как мне кажется, должен отныне — хотя бы даже и назло Путину и его клевретам — заниматься этим самым “формированием представления о равноценности” с удвоенной и даже утроенной энергией. А сомневающимся можно, среди прочего, показать постановление Высокого суда Сеула — инстанции хоть и не последней, но весьма солидной. 

Такие дела. 

Фото: “Соуль синмун”

Кстати, вы можете следить за важнейшими корейскими новостями, подписавшись на мой канал в ТелеграмеФейсбуке или Твиттере.

Добавить комментарий