Экспорт корейских музыкальных альбомов в 2022 году установил новый рекорд — 233 миллиона долларов. Важно отметить, что речь здесь идёт только о так называемых “физических” альбомах, то есть, как правило, о компакт-дисках. Данные об объёме их вывоза за рубеж предоставила корейская таможня.
Рост экспорта альбомов по сравнению с предыдущим годом был сравнительно небольшим — 5,6 процента. В 2021 году за границу было продано дисков почти на 221 млн долларов. Но если углубляться дальше в историю, то прогресс очевиден. Так, в 2017 году экспорт музыкальных альбомов из Кореи составлял лишь $40 млн, в 2019 году — $70 млн, а в 2020 году — $136 млн.
Нынешний рост зарубежных продаж особенно впечатляет на фоне того, что компакт-диски уже давно вышли из моды. Когда ближе к концу прошлого тысячелетия я приехал в Корею, здесь ещё было полно музыкальных магазинов, где активно торговали как магнитофонными кассетами, так и CD. Выбор был весьма широким — от новинок местной и западной музыки до — буквально — Иосифа Кобзона и Анны Герман. Помнится, однажды в магазине Tower Records на улице Чонно мне даже удалось купить альбом группы Throbbing Gristle. Впрочем, уже пару лет спустя тот магазин на Чонно закрылся навсегда, как и многие другие подобные торговые точки. Потому что Сеть. Потому что “скачать бесплатно”. Потому что интернет-магазины, Ютуб, смартфоны и т. д. Ну, вы в курсе.
Что же тогда происходит сейчас? В чём секрет успеха производителей “физических” альбомов в Корее? Нетрудно догадаться, что всё дело в кей-попе — и не столько даже в его всевозрастающей популярности, сколько в том, что у некоторых корейских групп имеются исключительно преданные фанаты, которые готовы выкладывать немалые деньги за компакт-диски, а равно и открытки с изображениями любимых артистов, наклейки, фонарики, футболки, сумочки и прочую параферналию. Мне кажется очевидным, что покупки дисков делаются не ради самой музыки, ведь музыку теперь можно послушать и на Ютубе, и на других онлайн-платформах. Фанаты, скорее всего, покупают CD, чтобы иметь на руках что-то материальное на память о своих кумирах, а также и с благородной целью поддержать бедных артистов, дабы они с риса на кимчхи не перебивались.
Пишут, что больше всего корейских альбомов импортировала в 2022 году Япония — на сумму 85,74 млн долларов. На двух последующих местах идут Китай и США — $51,33 млн и $38,88 млн, соответственно. В первую десятку вошли также Тайвань, Нидерланды, Таиланд, Гонконг, Германия, Индонезия и Франция. Интересно, что на тройку лидеров приходится три четверти всего экспорта — 75,5 %. Это даже больше, чем в 2021 году, когда в Японию, Китай и США ушло 71,7 % альбомов. Музыкальная индустрия от этого, конечно, не в восторге, она хотела бы большего спроса и на других рынках, но пока имеем что имеем.
Информации о том, альбомы каких именно корейских артистов чаще всего идут на экспорт, к сожалению, нет. Причём даже предположить что-либо тут довольно сложно. Есть конечно, чарты, но они в наше нелегкое время в основном состоят из цифровых продаж, стриминга и скачиваний. И всё же осмелюсь утверждать, что львиную долю в экспорте наверняка составили альбомы BTS. Кроме того, зарубежные покупатели вероятно заказывали себе также диски Stray Kids, Seventeen и BLACKPINK, ведь эти группы доминировали в прошлогодних чартах. Агентство Йонхап считает, что свой вклад могла внести и новая гёрл-группа “Айв” (Ive, 아이브). Она с ходу достигла миллионных продаж в Корее, но означает ли это, что её компакт-диски активно покупались за рубежом, в точности неизвестно. Исходя из своей гипотезы о том, что диски заказывают в основном самые преданные фанаты кей-попа, предположу, что пока вклад “Айв” в экспорт “физических” альбомов невелик, так как ничего даже и близко похожего на битиэсовскую “арми” у них нет.
Такие дела.
Заглавный коллаж с четырьмя хорошо знакомыми вам лицами честно украден отсюда. Пройдите по ссылке, чтобы узнать, каких корейских артистов чаще всего гуглили в 2022 году.
Кстати, вы можете следить за важнейшими корейскими новостями, подписавшись на мой канал в Телеграме, Фейсбуке или Твиттере.