В последнее время многие удивляются значительному падению курса воны и, наоборот, удорожанию доллара в Южной Корее. Мы здесь за многие годы привыкли к тому, что цена доллара довольно стабильно держится где-то в районе 1100—1200 вон. Но сейчас всё изменилось, и последний раз мы такой курс видели уже довольно давно, в феврале нынешнего года. Потом курс доллара начал постепенно расти и по состоянию на 11 октября достиг 1435 вон за доллар. Рекорд же был 30 сентября — 1443 воны. Это не абсолютный рекорд за всю историю, видали мы доллар и гораздо дороже — и за 2000 вон когда-то заходило, но то были ужасные, мерзопакостные времена финансовых кризисов 1997 и 2008 годов.
И что же тогда получается? Неужели в Южной Корее наступает новый финансовый кризис? Ответ однозначный: нет, ничего такого не наступает, никаких кризисов не предвидится. Не считая, конечно, ядерной войны. Ну, а что же тогда происходит, если не кризис?

Прежде всего, надо понимать, что курс доллара в Корее главным образом определяется рынком, то есть спросом на доллары или воны на местной бирже. Государство в лице Центробанка, конечно, нередко и местами довольно грубо вмешивается в рыночные процессы, пытается их как-то регулировать, не допускать резких скачков курса. Но, в общем, если люди в Корее начинают массово скупать доллары, то американская валюта дорожает, а вона падает, и наоборот, если все зачем-то продают доллары и скупают воны, то падает доллар. Под “людьми” я здесь имею в виду не нас, бедных физических лиц, а разные крупные компании и организации, которые покупают или продают валюту в больших количествах с самыми разнообразными целями.
Представьте себе, скажем, корейский государственный Пенсионный фонд, ворочающий огромными денежными суммами, которые он то и дело куда-нибудь инвестирует. Теперь вообразите, что этот фонд решил, например, начать скупку акций зарубежных компаний, а эти акции, понятное дело, продаются за доллары. Фонд меняет на корейской бирже свои воны на доллары — на сотни миллионов или даже на миллиарды долларов. Спрос на доллар в результате резко растёт, и американская валюта заметно дорожает. Это, кстати, реальная история.
А теперь представьте, что какие-нибудь крупные американские инвесторы вдруг решают, что сейчас выгодно скупать акции корейских компаний, например, “Самсунга”, потому что у него намечается выпуск новой перспективной модели пылесоса. Акции корейских компаний приобретаются за воны, значит, американским инвесторам приходится покупать воны на местной корейской бирже. Результат: спрос на вону растёт, соответственно, вона дорожает, а доллар падает. Это тоже регулярно случающаяся в реале история.
В обычной ситуации разные такие процессы друг друга более или менее уравновешивают, то есть кто-то скупает воны, кто-то в это же время, наоборот, скупает доллары — каждый со своими целями, и в итоге валютный курс держится более или менее ровно, с небольшими скачками то в одну, то в другую сторону.
Но то обычная ситуация. А сейчас она необычная. И отличается она тем, что сразу несколько факторов совместно действуют в одном направлении, а именно — в направлении ослабления воны и удорожания доллара. Иначе говоря, сейчас в Корее самые разные люди скупают доллары в больших количествах по разным причинам. Причем зачастую эти причины совершенно непонятны обычному человеку, который не в курсе текущих экономических и рыночных веяний. Что же это за тайные причины такие? На самом деле, если начинать разбираться, то всё довольно просто.
Одной из главных движущих сил нынешнего роста доллара в Корее стало резкое повышение учётной ставки Федеральной резервной системой (ФРС) США. У многих из вас на этом месте не менее резко заболит голова, и вам станет ничего не понятно. Увы, там и на самом деле всё сложно и кучеряво, но, с другой стороны, именно в приложении к нашему случаю всё довольно просто, и суть состоит в том, что в результате действий ФРС проценты по банковским вкладам в США заметно повышаются. Поэтому инвесторам, у которых тонны денег, становится довольно выгодно тупо класть свои доллары в банк под проценты вместо того чтобы, например, спекулировать акциями, скупать недвижимость и заниматься всякими прочими махинациями. Соответственно, инвесторы, в том числе южнокорейские, начинают скупать на бирже доллары и натурально класть их на свои счета в американских банках. Итог: курс доллара растёт, курс воны падает.
Больше того, инвесторы сейчас начинают подозревать, что учётная ставка в США будет повышаться и дальше. Повышают же её обычно тогда, когда дела в экономике США идут хорошо. Причины думать, что американская экономика чувствует себя всё лучше и лучше, сейчас есть. Об этом свидетельствуют, например, последние данные о безработице в США — она существенно сократилась, а это значит, что многие компании активно нанимают работников, то есть бизнес в среднем по стране идёт успешно. А раз так, то корейские инвесторы уже заранее начинают скупать доллары в предвкушении роста учётной ставки ФРС и банковских процентов в США. Опять же, курс доллара в Корее из-за этого растёт.
Вторая, причем не менее важная движущая сила удорожания американской валюты — это российская агрессия в Украине. Как вам известно, война и всё с ней связанное, включая санкции, нарушение поставок продовольствия и энергоресурсов, привели к разнообразным негативным экономическим последствиям для многих стран мира. В результате инвесторы сейчас боятся вкладываться во что бы то ни было, кроме самого надёжного актива, который только есть на свете. И этим активом, как вы, наверное, догадываетесь, является американский доллар. Как уже отмечалось в самом начале, доллар в Корее принялся аномально расти в феврале, то есть одновременно с вторжением путинских бандформирований в Украину, и никакого совпадения тут, конечно же, нет. Падение воны — прямое следствие войны, причем не просто войны, а того факта, что она затянулась, что конца ей не видно и что она сильно вредит мировой экономике, повышая рискованность многих привычных вариантов инвестиций.
Два названных фактора — повышение учётной ставки ФРС и российское вторжение в Украину — наиболее важны сейчас и долгосрочны в своём воздействии на корейскую вону. Но к ним добавляются и менее масштабные причины. Например, в самое последнее время опять забуксовал корейский экспорт: в первые десять дней октября объём экспорта сократился на 20 с лишним процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, и импорт по стоимости превысил экспорт. То есть приток долларов в страну за счёт экспорта снизился, а отток за счёт импорта увеличился. Это создаёт дополнительную нехватку долларов в стране. Результат: курс доллара растёт.
Или вспомните то, что я писал выше о Пенсионном фонде. Это была недавняя история, которая тоже не способствовала укреплению воны и даже вызвала небольшой скандал, типа нашли же время, когда скупать доллары! Бедный корейский Центробанк в эти дни устраивает усиленные валютные интервенции, то есть распродает свои запасы долларов чуть ли не десятками миллиардов в надежде создать избыток американской валюты на рынке и придержать рост её курса, а Пенсионный фонд в это же самое время напрямую саботирует работу Центробанка, массово скупая доллары. В итоге там разобрались, конечно, и приняли меры, но получилось интересно.
Так и живём.
Из сказанного следует две вещи. С одной стороны, можно осторожно предположить, что вона и дальше будет потихоньку падать, ведь основные причины её ослабления продолжают действовать. С другой стороны, всегда могут появиться новые факторы, которые заторомозят падение воны или даже вызовут её небольшой рост. Ну, например, экспорт может наладиться, в результате чего возникнет дополнительный приток долларов в страну. Или инвесторы вдруг решат, что пылесосы “Самсунга” настолько хороши, что стоит сейчас же скупить все акции этой компании, несмотря даже на войну. Это тоже укрепит вону. Наконец, чем чёрт не шутит, и война может ведь неожиданно кончиться. Человек же, как известно, смертен, причем зачастую смертен внезапно. Особенно если этому человеку уже 70 лет и сотни миллионов людей во всём мире желают ему поскорее сдохнуть. Основываясь на всём этом, вы теперь можете сами подумать и погадать о перспективах курса воны, а свои ценные соображения изложить в комментариях.
Кстати, вы можете следить за важнейшими корейскими новостями, подписавшись на мой канал в Телеграме, Фейсбуке или Твиттере.
Почему доллар в Корее растёт?: 2 комментария