Во второй половине января положение дел с коронавирусом в Южной Корее существенно изменилось: началась вспышка высокозаразного варианта омикрон, в результате чего число новых случаев ковида выросло до невиданных прежде значений.
За 31 января, по данным Управления контроля заболеваний, выявлено более 18 тысяч новых инфицированных (18123) — наивысший показатель с начала пандемии. И это не какой-то случайный всплеск — похожая ситуация была и в предыдущие дни. Важно ещё отметить, что сейчас в Корее выходные в связи с восточным Новым годом и анализов берут меньше, чем обычно, поэтому к концу недели, когда жизнь войдёт в нормальное русло, нынешние рекорды наверняка сразу же падут и рубеж 20 тысяч будет легко преодолён.
(СРОЧНО В НОМЕР: Ждать пришлось недолго. За 1 февраля, то есть за предпоследний день новогодних каникул, выявлено 20270 новых больных.)
Более того, в правительстве заранее предупреждают, что такими темпами и до 100 тысяч случаев в день нам осталось недолго.
Ещё одно отличие: если раньше от эпидемии страдал в первую очередь густонаселённый столичный регион, на который приходилось подавляющее большинство инфицированных, то новомодный омикрон не делает больших различий между столицей и провинцией, заражая всех подряд. Так, в Пусане 31 января нашли 972 вирусоносителя, в Тэгу — 954, в Тэджоне — 460, в Кванджу — 493, в Чолла-Пукто — 583, в Кёнсан-Намдо — 845, и так далее. Лидер же — провинция Кёнгидо: 5509 новых случаев, но она у нас и самая населённая — народу в ней около 13,5 млн человек, то есть, например, в 9 раз больше, чем в Тэджоне, так что в пересчёте на квадратную душу получается примерно то же самое, ненамного больше.
Штамм омикрон дал 80 процентов всех новых подтверждённых заражений в Корее на прошлой неделе.

Но есть и хорошие новости. Если не сказать отличные.
Число тяжёлых больных и летальных исходов, наоборот, резко сократилось. Причин тут как минимум две: 1) омикрон, как уже хорошо известно, переносится лучше, чем предыдущие разновидности коронавируса; 2) почти всё взрослое население страны сейчас привито, а прививки хоть и не предотвращают заражения омикроном, но облегчают течение болезни.
Пиковая смертность от ковида в Корее наблюдалась в конце декабря. Тогда в среднем умирало 75–76 человек в день, а в отдельные дни число умерших превышало 100. В последнюю же неделю января смертность упала в 3 раза до 25–27 человек в среднем в день. И это при том, что во время декабрьской вспышки ежедневно выявляли 5–7 тысяч новых случаев заражения, а сейчас их втрое больше.
Число больных в критическом состоянии, то есть тех, чьё дыхание поддерживалось искусственно, снизилось 31 января до 272 человек. Мы в последние месяцы привыкли к совсем другим показателям. Так, 31 декабря европейский Новый год на аппаратах ИВЛ и ЭКМО встречали 1049 жителей Кореи. Случались и дни, когда тяжёлых больных было больше 1100. Теперь же их меньше в 4 раза, то есть прогресс налицо.
На данный момент полный курс вакцинации (один укол вакциной “Янссен” или два укола вакцинами “Пфайзер”, “АстраЗенека” или “Модерна”) прошли 85,7 процента населения страны. Но это обманчивые цифры, потому что дети до 11 лет включительно вообще не прививались, а их в Корее 4,23 млн человек. Если смотреть по жителям страны в возрасте от 12 лет, то среди них полностью привиты 93,4%, а среди тех, кому от 18 лет — 95,6 %.
Для борьбы с омикроном очень важна ревакцинация, то есть повторная вакцинация через некоторое время после первой. Она тоже сейчас в Корее активно проводится, но, к сожалению, полностью завершить её к приходу омикрона не удалось. Доступна ревакцинация была только взрослым — людям от 18 лет. В этой категории повторно привито 61,5 % жителей. Среди пожилых людей от 65 лет ревакцинировано 85,8 %.
Что в связи со всем сказанным планируется делать?
Прежде всего, в правительстве тоже прекрасно видят, что, несмотря на рекорды по числу заражённых, ситуация по сути не ухудшается. Поэтому новых ограничений на общественную жизнь там пока вводить не планируют, а хотят оставить текущие: работа ресторанов и кафе до 9 вечера плюс запрет на собрания с участием более 6 человек. В Минздраве считают, что вводить более жёсткие меры дистанцирования надо будет только в том случае, если начнёт резко расти число тяжёлых больных и возникнет угроза коллапса системы здравоохранения.
Самый актуальный вопрос сейчас: куда девать огромное количество новых инфицированных? Ещё недавно, когда вирусоносителей было сильно меньше, большинство из них помещали в больницы или другие специализированные заведения. Сейчас это уже решительно невозможно, никаких больничных коек на всех не напасёшься. Поэтому теперь большинство инфицированных сидят дома. И им по два-три раза в день названивают из больницы, чтобы справиться об их здоровье. То есть на больничные койки как правило попадают только те, кому это необходимо.
Проблема: с таким числом носителей вируса, как сейчас, даже эта система может перестать справляться. То есть медперсонала, задействованного в работе с находящимися дома больными, не будет хватать. Причём случиться это может уже совсем скоро. Соответственно сейчас в правительстве активно ищут способы увеличить число больниц, работающих с пациентами на удалённой основе, а также придумывают различные меры экономии: например, звонить больным на дом медики будут не два-три раза в день, а один-два. Что ж, посмотрим, поможет ли это, и что будет, если не поможет.
А вообще, очень похоже, что мало кому удастся спрятаться от омикрона, как мало кому раньше удавалось не заболеть гриппом. Наверное, всем нам суждено заразиться коронавирусом хотя бы раз. Помните, что ревакцинация многим помогает перенести болезнь легче. Так что прививайтесь, пожалуйста, если ещё не привились.
Кстати, вы можете следить за важнейшими корейскими новостями, подписавшись на мой канал в Телеграме, Фейсбуке, Твиттере или на Яндекс.Дзене.
О ситуации с коронавирусом в Южной Корее: Один комментарий