Южнокорейская общественность в эти дни пребывает в шоке: на полках местных книжных магазинов, а также в интернете появились мемуары первого северокорейского руководителя Ким Ирсена (1912–1994).
Речь идёт о восьмитомнике “В водвороте века”, впервые изданном на Севере в 1990-х годах и широко известном в узких кругах поклонников идей чучхе. Изначально мемуары были задуманы 30-томными, но из-за смерти Ким Ирсена в 1994 году их публикацию пришлось прервать. В некотором смысле это пошло изданию на пользу: за первые 8 томов авторы мемуаров (книгу, Ким, естественно, писал не сам) добрались только до 1945 года, так что в неё не попало обсуждение политических событий, наиболее чувствительных для современного читателя, в том числе зарубежного. Мемуары в основном описывают детство и молодость Кима, фокусируясь на его реальных или выдуманных подвигах в борьбе с японскими колонизаторами, а не на его дальнейшем противостоянии с Югом. Именно это-то и позволяет теперь южнокорейскому издателю мемуаров активно включать дурачка и рассказывать, что публикацией кимовского восьмитомника он ничего особенного, а тем более подрывного, сделать не хотел.

Конечно, первая мысль, которая у всех возникает: а как же Закон о национальной безопасности? Почему издатель и покупатели до сих пор на свободе? Разве их не должны были уже посадить лет этак на 7?
Тут, наверное, надо немного пояснить. Закон о национальной безопасности, направленный по замыслу своему на борьбу с северокорейской агентурой, всегда применялся в Южной Корее исключительно творчески: когда надо было кого-нибудь посадить, например, надоевшего оппозиционера, слишком активного студента или достающего профсоюзного деятеля, этот закон, не стесняясь, использовали и человека сажали, а когда ничего перечисленного не надо было, не использовали и не сажали. Туманные, неконкретные формулировки некоторых статей закона изначально были рассчитаны на такой творческий подход.
Плохо учишься в школе? Двойки получаешь? И это в тревожной ситуации, когда наша страна противостоит агрессивному северокорейскому режиму и так далее? Да ты же приносишь пользу врагу, подрываешь оборонную мощь нашей любимой Родины своим недостаточным рвением, ублюдок! Виновен! От трёх лет тюрьмы до пожизненного!
И я ни разу не шучу.
Пусть не буквально так, но именно по такой логике, когда и если властям зачем-то требовалось кого-то посадить, они тут порой и применяли этот закон. Хотя, конечно, на Юге всегда хватало и реальных недоумков, которые всерьёз мечтали и мечтают о чучхеизации страны и её объединении под властью очередного “любимого руководителя”. В их случае ничего выдумывать и фабриковать не требовалось, потому что они под этот закон подпадали безо всяких натяжек — и по букве, и по духу.
Но давайте ближе к делу. Нигде в Законе о нацбезопасности или в каких бы-то ни было ещё южнокорейских законах не написано, что вы не имеете права читать те или иные книги, включая северокорейские. И в принципе так оно и есть: если вы сидите тихо, ничего не нарушаете, читаете себе спокойно пропагандистскую литературу Севера и никому об этом не рассказываете, то вашим потенциальным обвинителям нечего будет вам предъявить с точки зрения УК. Но вы ведь не выдержите и кому-нибудь о своём хобби расскажете, не правда ли? В чатике друзьям похвастаетесь, правильно? Да ещё добавите, что, мол, с интересом прочли. Порекомендуете. То есть своими собственными руками займётесь махровой пропагандой деятельности антигосударственной организации. Или, к примеру, вы, по тупости своей непроходимой, напишете в интернетах какую-нибудь чушь в поддержку Севера — восхититесь гениальной прозорливостью текущего товарища Кима, например, после чего какой-нибудь бравый интернет-воин вашу запись прочтёт и лихорадочно настрочит возмущённый донос кому надо (кстати, тел. 111 для таких доносов никто не отменял; но помните, что ложный донос тоже уголовно наказуем). Допустим, на вас в связи с этим заведут уголовное дело о содействии антигосударственной организации. И вот тогда-то разные книжки, которые вы читаете по ночам под одеялом, могут в глазах судей стать вещественными доказательствами вашей виновности. Среди таких книжек может оказаться даже сравнительно невинный и вполне легальный “Капитал” Маркса. Ну, а уж если у вас при обыске нашли мемуары Ким Ирсена, пусть даже изданные на законных основаниях в Южной Корее, то они немедленно и со всей очевидностью докажут судьям ваш преступный умысел подорвать государственный строй теми (другими) своими действиями, из-за которых на вас заведено дело, а заодно и то, что книги были приобретены вами не из простого человеческого любопытства (из простого любопытства, как известно, читают “Гарри Поттера” и прочие “50 оттенков серого”, а не Ким Ирсена), а, опять-таки, с умыслом на подрыв демократического строя. И помоги вам потом соответствующий бог в ваших жалких попытках доказать, что это не так.
До сего момента корейский бог или, точнее, наверное, Корейский Рандом, помогал издателю мемуаров Ким Ирсена на Юге, раз она пока ещё на свободе. Зовут издателя, кстати, Ким Сынгюн (김승균), ему 82 года, то есть он дедушка-старенький-ему-всё-равно, а издательство его называется “Минджок саранбан” (민족사랑방), что за неимением времени на выдумывание более махрового варианта, я вынужден буду приблизительно перевести как «Национальная гостиная». Но будьте уверены: при переводе тут было потеряно чуть менее, чем всё, в особенности лютая, праведная ненависть к японским колонизаторам и нелюбовь к американским империалистам, до сих пор препятствующим великой корейской нации реализовать свой Богом и предками данный потенциал, а всё потому, что настоящих буйных талантливых вождей и полководцев нет… но, постойте… вот же! Всё это — и многое другое — заключено в названии издательства, можете не сомневаться. Ким Сынгюн также возглавляет общественную ассоциацию, выступающую за развитие межкорейских контактов, а ещё — небольшую коммерческую компанию, поставляющую северокорейские издания, такие как газета “Нодон синмун”, различным специализированным учреждениям Юга.
“Национальная гостиная” выпустила мемуары Ким Ирсена 1 апреля в том виде, в каком они когда-то были опубликованы на Севере, безо всяких купюр. Стоимость восьмитомника 280 тысяч вон, или около 250 долларов. Распространение осуществляется официально, по каналам Ассоциации корейских издателей (한국출판협동조합).
Всё это происходит несмотря на то, что предыдущая попытка сделать ровно то же самое в 1990-х годах завершилась печально: издательство, рискнувшее опубликовать мемуары “В водовороте века”, попало под следствие по обвинению в нарушении Закона о национальной безопасности, подверглось обыску, его глава был арестован. В 2011 году Верховный суд Южной Кореи постановил, что истинной целью публикации мемуаров Ким Ирсена на Севере была пропаганда северокорейской идеологии за рубежом и что книги эти имеют “антигосударственный” характер, подпадая, таким образом, под действие Закона о национальной безопасности.
Между тем, “Кёбо мунго”, крупнейшая сеть книжных магазинов в Корее, решила прекратить продажу мемуаров “В водовороте века”, в том числе на своём сайте. “Учитывая решение Верховного суда, постановившего, что читатели, которые купили книги, нарушающие Закон о национальной безопасности, могут быть подвергнуты наказанию, мы решили больше не принимать новых заказов, чтобы защитить наших посетителей”, — говорится в заявлении “Кёбо”. Все имевшиеся в магазинах и на складах «Кёбо» экземпляры мемуаров возвращены Ассоциации корейский издателей.
Министерство объединения, которое отвечает за межкорейские связи, заявило, что проведёт расследование случившегося. Ким Сынгюн, в свою очередь, говорит, что готов сотрудничать с министерством. По его словам, он сожалеет, что вызвал такой скандал, но считает при этом, что после стольких лет пора уже признать заслуги Ким Ирсена в борьбе с японскими колонизаторами.
Между тем, мало кто пока последовал примеру книжного магазина “Кёбо”. Например, в онлайн-магазине Yes24 мемуары Ким Ирсена на данный момент по-прежнему продаются. И в другом популярном магазине Aladin — тоже.
На заглавном фото: 2010 год. Книги в северокорейском книжном магазине. Среди них и мемуары Ким Ирсена. (Источник.)
Кстати, вы можете следить за важнейшими корейскими новостями, подписавшись на мой канал в Телеграме, Инстаграме, Фейсбуке, Твиттере или на Яндекс.Дзене.
Мемуары Ким Ирсена вызвали переполох в Южной Корее: Один комментарий