В Корее, кажется, назревает очередная общественная дискуссия на тему взаимоотношений родителей с детьми. Не успели мы ещё толком отойти от ужасных историй, которые завершились фактическим запретом телесных наказаний в семье, как появились новые вопросы на тему, что хорошо для ребёнка, а что плохо, и как вообще надо воспитывать детей.
ПРАВА РЕБЁНКА ПРОТИВ ПРАВ РОДИТЕЛЕЙ
А началось всё с того, что двое южнокорейских подростков пожаловались в Государственную комиссию по правам человека (국가인권위원회) на мобильные приложения, которые устанавливаются родителями, чтобы отслеживать, как дети используют смартфоны. И вот буквально на днях, 2 марта, Комиссия по правам человека вынесла вердикт, в котором согласилась с тем, что в этой сфере не всё в порядке и что права детей в некоторых случаях действительно нарушаются.
В Комиссии при этом подчеркнули, что, конечно же, есть меры, которые родители имеют полное право принимать — ради защиты детей от разного рода опасностей и пагубных влияний. В том числе родители вправе устанавливать на телефоны своих детей интернет-фильтры, препятствующие просмотру порнографии и прочего контента, который “вреден для молодёжи”. На это в Корее есть соответствующие законы.
Однако, как отметила Комиссия, многие мобильные приложения предлагают родителям не только фильтрацию вредного контента, но и другие функции, которые весьма проблематичны с точки зрения прав ребёнка. Среди таких функций есть, например, отслеживание местоположения телефона, ограничение времени его использования, возможность читать текстовые сообщения ребёнка, блокировать вайфай, а также ограничивать доступ к новостям и информации о спорте и путешествиях (по поводу спорта точно не знаю, но предполагаю, что спортивные издания могли впасть в немилость, поскольку они в Корее традиционно промышляют ещё и эротическим контентом).
Разработчики приложений утверждают, что их услуги законны и призваны гарантировать соблюдение права родителей на воспитание детей. Комиссия по правам человека, однако, не согласна с такой точкой зрения. “Эти приложения излишне ограничивают основные права ребёнка, такие как право распоряжаться своими персональными данными и право на свободу и тайну личной жизни, гарантированные Конституцией страны”, — отметили в Комиссии, добавив, что права родителей не должны ограничивать прав ребёнка. В связи с этим правительству, а точнее Комиссии по телерадиовещанию и коммуникациям (방송통신위원회), рекомендовано разобраться с существующими мобильными приложениями и принять меры к тому, чтобы они не нарушали основных прав детей.
ВОПРОС РЕШИТСЯ В СУДЕ?
Вообще говоря, решения Государственной комиссии по правам человека не имеют обязательной силы. Комиссия может только давать рекомендации. Тем не менее, её вердикт уже навёл шороху среди мобильных операторов, таких как SK Telecom, KT и LG Uplus, которые принялись ломать голову, что делать, если Комиссия по коммуникациям прислушается к совету Комиссии по правам человека. Операторы подметили для себя тот факт, что речь идёт о несоответствии обсуждаемых мобильных приложений Конституции, а значит разговорами в разных комиссиях дело может не ограничиться, могут последовать и судебные иски против разработчиков приложений, причём истцы имеют все шансы добиться своего. Пока, однако, операторы никаких практических действий предпринимать не стали, решив подождать, что скажет Комиссия по коммуникациям. А она, тем временем, скромно молчит. Видимо, не знает, что сказать.
РОДИТЕЛИ В РАСТРЁПАННЫХ ЧУВСТВАХ
Зато не молчат родители. Некоторые из них беспокоятся и возмущаются. Примеры приводит газета “Корея таймс”, причём вовсе не исключено, что они реальные, а не выдуманные журналисткой. Так г-жа Ким Ынджи, офисная служащая из столичного муниципального округа Новон-гу, покопавшись недавно в телефоне своей 12-летней дочери, с ужасом узнала, что та подписана на несколько чатов, в которых в основном сидят такие же девочки-подростки и обсуждают вопросы типа где бы достать сигарет и пива. А некоторые девушки, к ещё большему беспокойству г-жи Ким Ынджи, делились опытом, как им удалось сбежать из дома.
После этого Ким сразу же установила на телефон дочери приложение, которое позволяет удалённо контролировать, чем именно занят ребёнок в смартфоне, и ограничивать время пользования устройством.
Ещё одна сеульчанка, г-жа Ли Хэми, тоже установила себе похожее приложение, чтобы присматривать за своим сыном-четвероклассником. Ей пришлось пойти на это, когда она обнаружила, что мальчик искал в интернете информацию о самоубийствах.
“Потом я читала текстовые сообщения, которыми он обменивался с друзьями в разных чатах. Знаете, я даже представить себе не могла, что у младших школьников могут быть такие разговоры, да ещё и с кучей матерных слов”, — рассказывает потрясённая Ли Хэми.
Она также сообщила, что раньше с неодобрением высказывалась о слежке родителей за детьми, но теперь поменяла своё мнение и считает, что мобильные приложения представляют собой прекрасное средство защиты ребёнка от дурных влияний.
Есть и те, кто считает подглядывание за детьми в смартфонах неправильным методом воспитания.
Например, ещё одна столичная жительница — г-жа Ким, мама 12-летнего школьника, уверена, что те мобильные приложения, которое показывают местонахождение телефона, совершенно необходимы для безопасности детей. Но вот читать сообщения ребёнка или отслеживать, какие сайты он просматривает, будет вторжением в личную жизнь. Г-жа Ким вспоминает, как сильно расстроилась в детстве, когда родители без спроса прочитали её дневник. С её точки зрения, копаться в частной переписке детей — это тоже самое.
А ВЫ КАК СЧИТАЕТЕ?
Как видите, мнения по обсуждаемому вопросу у разных людей не только прямо противоположны, но ещё и весьма эмоциональны. Поэтому я даже немножко побаиваюсь в этот раз спрашивать у читателей, как они ко всему этому относятся. Однако же интересно было бы послушать разные мнения, чтобы понятнее стало, кого больше — сторонников неусыпного контроля за детьми или тех, кто склонен дать своим чадам больше свободы, то есть готов закрывать глаза на то, чем они там между собой и сами с собой занимаются, пока никто не видит. Ну, и будем ждать теперь, что решат высокие правительственные комиссии или суды.
Кстати, вы можете следить за важнейшими корейскими новостями, подписавшись на мой канал в Телеграме, Фейсбуке, Твиттере или на Яндекс.Дзене.