Как вы знаете, на свете есть люди, которые сомневаются в пользе разного рода карантинных мер, применяемых в связи с пандемией коронавируса. Не утихают споры по поводу эффективности масок, необходимости вводить ограничения на экономическую деятельность или, например, о целесообразности дезинфекций — это когда люди в пугающих защитных костюмах ходят вокруг и тщательно поливают всё подряд из своих страшных пульверизаторов.
Спорить по поводу конкретных методов можно сколько угодно, но я вам сейчас предъявлю неопровержимые доказательства, свидетельствующие в пользу того, что карантинные мероприятия работают, хоть и с разной эффективностью в зависимости от конкретной заразы. На самом деле это уже очень хорошо известный факт, и я сам недавно писал заметку на эту тему (кстати, посмотрите, если не видели), но в ней было много букв и шибко умных слов, так что не всякий читатель смог дочитать её даже до середины. В этот раз я вместо многабукаф предлагаю вашему вниманию красивые (?) цветные картинки. Источник информации — еженедельный отчёт Управления контроля заболеваний, опубликованный 3 декабря.
Энтеровирусный везикулярный стоматит

На первой из сегодняшних картинок вы видите частоту случаев болезни с жутким названием “энтеровирусный везикулярный стоматит”. Она характеризуется высокой температурой и прочими вирусными симптомами, а также характерной сыпью на ступнях, ладошках и вокруг рта. На самом деле болезнь эта вовсе не страшная и как правило проходит сама по себе без каких-либо последствий, но, поскольку болеют ею чаще всего мелкие дети, она неизменно нагоняет страху на бедных мам.
Что в нашем контексте важно: энтеровирусный везикулярный стоматит исключительно заразен. Весьма популярный нынче показатель заразности, называемый индексом репродукции (R0), для энтеровируса равен примерно 5,5, и это значит, что один больной энтеровирусным везикулярным стоматитом ребёнок заражает в среднем 5–6 детей. То есть, если больного сразу же не изолировать, очень скоро сыпью покроется весь детский сад. Для сравнения: R0 сезонного гриппа обычно находится в пределах от 1 до 2, и этого бывает вполне достаточно для регулярного развития массовых эпидемий. А тут у нас 5,5.
И что же мы видим на графике? Практически ничего, если говорить о 2020 годе: красная кривая весь год стелется по самому дну. Обычно же, во все прошлые годы, где-то с 15-й или 16-й недели, то есть с конца апреля, в стране начиналась настоящая эпидемия энтеровируса.
Что случилось? Почему исчез энтеровирус? Ответ очевиден: потому что карантинные меры. Мы не знаем, что именно сработало: было ли это временное закрытие детсадов, или это были маски, дезинфекция помещений, более ответственное отношение к гигиене, то есть более частое и тщательное мытьё рук, или всё это вместе. Никто точно не знает. Но факт налицо: очередной эпидемии высокозаразного энтеровируса в Корее в этом году не случилось.
Вирусный менингит

На данном графике представлено количество случаев вирусного менингита в неделю в 2019 году (голубая линия) — и в 2020-м (красная линия). Комментарии, надо полагать, излишни.
Обратите внимание, что здесь по оси Y показано не количество случаев на тысячу пациентов, а количество всех вообще случаев в Корее за неделю. То есть вирусный менингит — это заболевание в десятки тысяч раз более редкое, чем сыпь на первом графике. Зато он намного опаснее.
Эпидемический аденовирусный кератоконъюнктивит

Вернёмся к распространённым болячкам. Перед вами аденовирусная глазная инфекция. Обычно в Корее ею страдают несколько десятков амбулаторных пациентов из каждой тысячи, и самый мощный всплеск приходится на период с тридцатой по сорок-какую-то неделю года, то есть на осень.
Аденовирус, как и энтеровирус, отличается очень высокой заразностью. К сожалению, я не нашел данных по индексу репродукции (R0) конкретно для вирусного конъюнктивита, но, судя по косвенным данным (для респираторной аденовирусной инфекции), этот показатель вполне может быть примерно таким же, как у энтеровируса, то есть 5 с лишним. Что, впрочем, хорошо видно по большому числу пациентов в предыдущие годы: 30, 40, 50 человек на тысячу амбулаторных пациентов, как бывало в Корее в 2016 и 2018 годах, например, — это самая настоящая эпидемия. А теперь посмотрите на красную кривую за 2020 год. Как видите, конъюнктивит по-прежнему встречается, но в несколько раз реже, чем обычно, и никакой осенней эпидемии не случилось вовсе.
И многие другие

Красивые графики, похожие на те, что были выше, можно построить и для многих других инфекций. Грипп, например, с февраля у нас лежал на самом дне таких графиков и продолжает лежать, как показано на рисунке чуть выше. В прежние годы в Корее в ноябре-декабре уже начиналась эпидемия гриппа, но в этом году ничего начинаться даже и не собирается. Точно такая же ситуация сложилась со следующими возбудителями заболеваний дыхательных путей: парагрипп, метапневмовирус, коронавирус человека (не путать с “новым коронавирусом” SARS-CoV-2, который сейчас в большой моде) и респираторно-синцитиальный вирус. Того, что делается в Корее для борьбы с распространением нового коронавируса, оказалось достаточно, чтобы перевести и всякую прочую заразу в разряд мелких и несущественных проблем.
В общем, если кто-то ещё сомневается, что принимаемые в Корее противоэпидемические меры способны предотвратить распространение инфекций, покажите им эти графики. К сожалению, мы не можем построить таких же графиков для нового коронавируса, потому что он новый и в прошлые годы его не было. Но мы можем сравнить число больных ковидом-19 в Корее и в некоторых других странах, где люди лучше знают, что им надо (ага), в отличие от правительства и прочих жидомасонов, которые только и думают, как бы всех нас поскорее свести в могилу. Так что, хотя в самое последнее время мы и наблюдаем заметный рост числа новых инфицированных в Корее, местные показатели по-прежнему во много раз лучше, чем в Европе или Северной Америке.
В общем, сомневаться в эффективности тех или иных мер можно сколько угодно, но, учитывая приведённые данные, было бы разумнее всё же следовать карантинным правилам. Иначе говоря, дискуссию о пользе или вреде масок, например, желательно вести надев маски. Так, знаете ли… На всякий случай.
О пользе карантинных мер: теперь и в картинках: Один комментарий