Как наверняка большинству из вас известно, в Южной Корее до сих пор было всего две крупные авиакомпании — “Корейские авиалинии” (Korean Air) и “Асиана” (Asiana Airlines). И вот 16 ноября выяснилось, что уже в скором времени крупная авиакомпания у нас тут будет только одна, прямо как “Аэрофлот” в СССР, потому что “Асиана” будет продана “Корейским авиалиниям”.
Правда, на данный конкретный момент, никто ещё ничего никому не продал, и на пути к завершению сделки таится немало препятствий. Кроме того, надо помнить, что это уже не первая попытка продать погрязшую в долгах “Асиану”. Год назад её даже вроде бы продали консорциуму HDC Hyundai Development и Mirae Asset Daewoo, но буквально совсем недавно, в сентябре, сделка сорвалась. Теперь вытаскивать “Асиану” из финансовой ямы взялось уже государство. У него это, скорее всего, получится лучше, но кто знает. Жизнь покажет.
Сообщается, что “Кориан эйр” заплатит за “Асиану” 1,8 триллиона вон, или примерно 1,6 миллиарда долларов по текущему курсу. При этом, кстати, “Кориан эйр” сама в долгах, как в шелках, а конкретно если, она должна кредиторам бешеные деньги — 22,46 триллиона вон. Стоимость активов компании 25,51 трлн вон. У “Асианы” долг 11 триллионов вон при активах размером в 12,34 триллиона. Ясно, что самостоятельно “Кориан эйр” в такой ситуации ничего купить не может. Для совершения сделки она воспользуется помощью государства. Корейский банк развития (Korea Development Bank, KDB) выделит 800 миллиардов вон компании Hanjin KAL, которая является материнской компанией по отношению к “Кориан эйр”, затем произойдут разного рода махинации с выпуском и покупкой акций, в результате которых “Кориан эйр” завладеет пакетом в 63,9 % акций “Асианы”. Всё это будет осуществляться под неусыпным контролем правительства и банков-кредиторов во главе с KDB, которые считают нынешнюю сделку неизбежной и последним шансом избежать крупных финансовых потерь.
Если сделка состоится, объединённая корейская авиакомпания войдёт в десятку крупнейших в мире. Суммарный авиапарк “Кориан эйр” и “Асианы” составляет 247 самолётов. Это больше, чем у “Эйр Франс”, например, имеющей 220 самолётов, но поменьше, чем у “Люфтганзы”, у которой 280 самолётов.
Сообщается, что в “Кориан эйр” сейчас трудятся 18 тысяч человек, в “Асиане” — 10150, и ещё 3800 сотрудников насчитывается в штате “бюджетных” перевозчиков Jin Air, Air Busan и Air Seoul, которые на самом деле все принадлежат тем же “Кориан эйр” и “Асиане”.
Среди потенциальных препятствий на пути к счастливому завершению сделки можно отметить, во-первых, антимонопольное законодательство, а во-вторых, позицию трудовых коллективов, которые волнуются, поскольку предвидят массовые увольнения. И если пути решения первой проблемы, скорее всего, есть, иначе никто бы даже не пытался ничего начинать, то профсоюзы могут сильно попортить кровь инициаторам нынешней сделки. Не зря глава “Кориан эйр” Чо Вонтхэ (조원태) чуть ли не первым делом пообещал что сохранение рабочих мест в обеих компаниях будет приоритетом при их слиянии.
Проблема ещё в том, что Чо Вонтхэ может скоро потерять бразды правления в “Кориан эйр”, потому что под него сейчас активнейшим образом — и не без успеха — копает его старшая сестричка со своими союзниками, то есть там развернулись сражения за власть и прочие “богатые тоже плачут”. Поэтому определённости пока как-то, мягко говоря, не хватает. Добавьте к этому ещё и нынешнюю эпидемию, которая нанесла сокрушительный удар по пассажирским перевозкам, и получится классический случай из серии “дело ясное, что дело тёмное”.
В связи с этим хочется посочувствовать рядовым сотрудникам обеих компаний и пожелать им пережить нынешние пертурбации с наименьшими потерями.