В предыдущей новости рассказывалось, что в 2022 году корейский космический аппарат должен отправиться к Луне. Это будет первый такой случай: до сих пор корейцы на Луну не летали и космических кораблей к ней не отправляли. Тем не менее корейцы имеют очень богатую историю взаимоотношений с Луной, насчитывающую не одно тысячелетие. Они и жили-то веками по лунному календарю, с которым были связаны многие обряды и праздники. И вот уже совсем близко середина восьмого лунного месяца, которая в этом году выпадает на 1 октября. В этот день, в полнолуние, отмечается один из двух главных праздников в Корее — Чхусок.
Слово “чхусок” (추석, 秋夕) означает “осенний вечер”, и, говоря откровенно, с точки зрения современных людей, в том числе и корейцев, это какой-то непонятный бред. Никто не знает, почему у праздника такое странное название. Догадки есть, но они все не более чем догадки, держащиеся на ниточках и на сопельках, поэтому про них даже и говорить не стоит. Зато все помнят, что в стародавние времена 15-й день восьмого лунного месяца называли Хангави (한가위), то есть ”великая середина”, и в этом названии смысла было примерно в сто раз больше. Во-первых, это действительно середина лунного месяца. Во-вторых, это не простая середина. Еще в древние времена, в Китае, считалось, что именно в это полнолуние Луна самая большая и круглая, а китайский император молился в этот день полной Луне о ниспослании хорошего урожая. И до сих пор по всей Восточной Азии, особенно в Китае и Вьетнаме, 15-й день 8-го лунного месяца называют “серединой осени” и широко празднуют.
Когда южнокорейцы будут вам рассказывать про праздник Чхусок, вряд ли они упомянут про его китайский аналог, но это нормально. Хотя Чхусок безусловно так или иначе связан с китайской “серединой осени”, но и говорить о том, что это совершенно идентичные празднества, тоже не приходится. В течение многих веков в Корее развивались собственные традиции, которые придают празднику Чхусок неповторимый корейский колорит.
А что вообще празднуется-то? — спросите вы. В чём суть Чхусока? Хороший вопрос.
Суть Чхусока двояка. Во-первых, это день поминовения предков, и в этом смысле Чхусок — в самых, конечно, общих чертах — до боли напоминает Родительский день (Радоницу) у славян, если из этого самого Родительского дня вычесть чужеродные ему христианские наслоения. Христианство — в том числе, кстати, и в Корее — давно пытается приручить “языческую” традицию поминовения предков и направить этот праздник в “единственно верное” русло, но получается это у христиан, честно говоря, как-то не очень. Католическая церковь в Корее, например, просто смирилась уже с тем, что её прихожане на Чхусок посещают могилы предков и совершают жертвоприношения духам. Вместе с тем многие корейские протестанты либо жёстко требуют от своей паствы полностью отказаться от поклонения предкам, либо, как это происходит в русском православии, пытаются повлиять на происходящее у могил, заменить народные ритуалы христианскими молитвами и обрядами. Впрочем, христиане составляют хоть и весьма активное, но всё-таки меньшинство населения Кореи, так что большинства корейцев все эти проблемы, слава богу, вообще никак не касаются.

Во-вторых, Чхусок — это праздник плодородия. С предками ведь общаются не просто так, от нечего делать. Как и у китайского императора древности, молившегося когда-то Луне, в корейском ритуале поминовения и задабривания усопших есть вполне практический интерес: богатый осенний урожай. Как всем известно, нормальный осенний урожай возможен только в том случае, если у духов хорошее настроение. Поэтому соблюсти все ритуалы очень важно.

Надо понимать, что корейские праздники вообще и Чхусок в частности — это вам не бразильские карнавалы. Не стоит ожидать, что на Чхусок будут народные гуляния с песнями и танцами. Ну, может, в какой-нибудь деревне-музее для скучающих туристов, которые изнывают в выходные без танцев с музыкой, что-то такое и организуют, но в целом массовые развлечения для корейских традиционных праздников не характерны — вопреки всему тому, что вы можете прочитать в разных популярных источниках. Игры вот эти всякие. Хороводы… Я вас умоляю… Ерунды всякой насочиняют… Ну, в карты разве что играют на деньги (развлечение, запрещённое на территории РК) — вот и все народные игры. Ах, да, ещё “Лига легенд” же есть!

Что на самом деле будет на Чхусок? На самом деле, особенно в этом коронавирусном году, люди будут пять дней спать и есть. Кто-то съездит или сходит в гости к родственникам, хотя в этом году корейское правительство настойчиво призывает всех сидеть дома и никуда не ходить. Кто-то, несмотря на эти призывы, всё же поедет в деревню, в родные места и посетит семейные кладбища. Некоторые, кстати, уже сделали это заранее, съездив в деревню за несколько дней до Чхусока и перехитрив таким образом злое правительство.
В обычном, некоронавирусном варианте Чхусок — время паломничества миллионов корейцев в родные места, время пробок на дорогах. Правда, в самые последние годы этот процесс выглядит всё менее и менее впечатляюще. Дело в том, что становится всё больше людей, чьи предки умерли и похоронены на кладбищах или в колумбариях не в деревне, а в Сеуле и других крупных городах. Так что людям никуда ехать-то и не надо. Это раньше Корея была крестьянской страной, почти всё население жило в деревнях, и у тех, кто ехал попытать счастья в города, родители и бабушки с дедушками всё равно оставались в деревне, и к ним надо было периодически ездить. Но с тех пор утекло некоторое количество воды и с каждым годом утекает всё больше. Соответственно постепенно сокращаются и потоки машин, покидающих Сеул на Чхусок.
И всё же, опуская детали и частности, в том числе наш родной коронавирус, что обычно происходит на Чхусок?
Прежде всего, мы едем на малую родину. Там идём на кладбище. Прибираемся на могилках предков (если за нас это вдруг не сделали специальные люди, которым за это платят). Кланяемся перед могилками. Предлагаем духам предков алкоголь и жертвенную пищу.

Кстати, жертвенная пища — это и есть самое главное в плане подготовки к празднику, и именно с ней, с приготовлением и с хитромудрым способом размещения её на жертвенном столе, связаны традиции, которые передаются из поколения в поколение. Для многих женщин Чхусок — один из самых трудных периодов в году, когда надо много чего наготовить. Ну, а мужикам ничего делать не надо. Только жрать. Им хорошо.
Что потом? Да ничего. Сидим дома. Едим от пуза. К нам по очереди приходит в гости вся родня и мы опять все вместе едим. Или, наоборот, мы идём в гости и там едим.

Родителям дарим подарки. И много едим. Деньги — лучший подарок. Также дарят дорогой алкоголь. Одежду. Мясо (дорогую говядину). Что-нибудь “для здоровья”, например, женьшень.


Ничего не забыл? Ах, да, много едим. Потом спим, потом снова много едим. И так пока праздник не кончится. Возвращаемся домой с запасом маминой кимчхи на полгода вперёд.
Вот, в общем-то, и всё. Хотя, конечно, есть ещё множество деталей и нюансов. Но вы не переживайте: свекровка расскажет, если что. А у кого свекровки нет, так и вообще не волнуйтесь: ваша задача — много есть и спать.
Выходных на Чхусок три: день перед праздником, сам праздник и день после праздника. В нынешнем году Чхусок удачно выпал на четверг, так что сразу после трёх праздничных дней идут суббота и воскресенье. Итого получилось пять выходных. Если бы не коронавирус, огромное количество людей рвануло бы по такому случаю за границу. Но в этот раз не судьба.
И напоследок несколько чхусочных сообщений с новостных лент.
В четверг и пятницу (1 и 2 октября) столичные автобусы и метро будут ходить до 2 часов ночи. С 29 сентября по 4 октября автобусов на междугородных рейсах из Сеула станет примерно на 700 больше.
Почти миллион человек (963 тысячи, если точно) проигнорили увещевания правительства и купили билеты на внутренние авиарейсы, чтобы полететь куда-нибудь на выходные по случаю Чхусока. Это всего на четверть меньше того, что было в прошлом году (1,25 млн), когда никаких коронавирусов не было ещё даже в планах. Означает ли это, что нас ждёт новая активизация эпидемии КОВИД-19? Конечно. Не надо быть бабой Вангой, чтобы такое предсказать. Будем надеяться, что активизация будет не очень сильной.
Газета “Чосон ильбо” сообщает данные какого-то левого интернет-опроса, который, однако, скорее всего, отражает реальность. Ну, плюс-минус. Людей спросили, что они собираются подарить родителям на Чхусок. 28,5 % сказали, что подарят говядину, 23,7 % купили в подарок то, что называется “биологически активными пищевыми добавками”, то есть всякое фуфло (простите), якобы полезное для здоровья. И на третьем месте оказались деньги. Наличка. 17,7 %.
Но немножко смешно получилось, когда тех же самых людей спросили, а что бы они сами хотели получить в подарок. Вот тут на первом месте уже оказалась наличка (26,3 %). А если присовокупить ещё разные подарочные купоны и прочие эквиваленты денег, то набирается и вовсе 43,5 %. Так что имейте это в виду. На втором месте оказались свежие продукты (у нас же праздник урожая как никак; 25,7 %) и уже знакомые нам полезные для здоровья пищевые добавки (14,3 %).

Насколько дорогими должны быть подарки? Ну, это, знаете ли, зависит. Некоторые покупают родителям дикий женьшень по цене в десятки тысяч долларов за корешок. Но если говорить о простых смертных, то в том же опросе, на который ссылается “Чосон ильбо”, 84,6 % людей, то есть подавляющее большинство, собирается потратить в этот раз на подарки около 100 тысяч вон (примерно 85 долларов).
Луна, которой когда-то молился китайский император, взойдёт в Сеуле 1 октября в 18:20. Но она не будет абсолютно полной. Самой полной-преполной она станет вечером следующего дня в 18:05. Об этом нам заботливо сообщил Корейский институт астрономии и космических наук. В Ульсане праздничная Луна появится 1 октября в 18:10, в Пусане — в 18:11, в Тэгу — в 18:13, в Тэджоне — в 18:18, в Инчхоне — в 18:21. Не пропустите, если что.
В общем, с праздником вас, дорогие читатели! Пусть и урожай на ваших грядках будет хороший, и вообще. И мирного неба над головой!
Вот особенно мирного неба над головой, пожалуйста. Если не трудно.
Ещё одна новость про Луну: готовимся праздновать Чхусок: Один комментарий