В наши дни, когда говорят о Корее, первым делом обычно вспоминают о кей-попе и другой замечательной продукции корейской массовой культуры. Однако в культурном экспорте Кореи уже с давних времён присутствуют далеко не только поп-музыка или сериалы.
Параллельно с “корейской волной”, а местами и задолго до её возникновения, корейцы засветились на мировой арене и в других, более традиционных жанрах, включая классическую музыку и балет. Между прочим, самой первой корейской звездой мировой величины была танцовщица Чхве Сынхи (최승희). Вы её имени, скорее всего, не знаете, но это только потому, что дело было в далеких 1930-х годах.

Впрочем, лекции об истории современной корейской культуры пусть вам читают другие, например, Андрей Ланьков (погуглите его, если вдруг не знаете), а я сразу перейду к самым последним новостям, пришедшим из США.
В Американском театре балета только что случилось новое назначение: 27-летний южнокорейский танцовщик Ан Джувон (Joo Won Ahn, 안주원) переведён из обычных солистов в премьеры. Как сообщает нам всезнающая Википедия, премьер — это ведущий солист балета, исполняющий главные партии в спектаклях балетной труппы; танцовщик высшей категории.
Особую значимость этой новости придаёт тот факт, что Американский театр балета — это отнюдь не рядовая труппа, а одна из лучших в США и в мире наряду с балетами Мариинки, Большого театра, Королевским балетом Великобритании и балетом Парижской оперы.

Интересно, кстати, что в Американском театре балета всегда было много русскоязычных деятелей. Достаточно сказать, что создан театр был в 1940 году на основе труппы Михаила Мордкина, художественным руководителем в 1980–1989 годах служил Михаил Барышников, а в настоящее время хореографом там трудится Алексей Ратманский. Но это так, к слову. Нас сейчас больше интересует Ан Джувон.
Ан пока еще не успел по-настоящему прославиться. Напомню, что он буквально только что назначен премьером, то есть все его главные роли ещё впереди, поэтому даже фотографий его в интернете пока немного. Но это, уверяю вас, временно.

Родился Ан Джувон в одном из тех уголков Кореи, которые широко известны своей редкостной ничем-не-примечательностью, а конкретно — в городке Вонджу провинции Канвондо. Амбиций ему, однако, было не занимать, и, соответственно, первое, чего ему хотелось в жизни, — стать выше ростом. Поверив россказням своей хитрой тётки, хозяйки балетной школы, что, мол, танец поможет ему вытянуться ввысь, Ан Джувон занялся балетом. Помогло ли это ему с ростом, история умалчивает, но на балетном поприще его прогресс был стремительным.
Окончив Школу искусств Сонхва, где до него учились многие известные артисты, Ан продолжил обучение в Корейском государственном университете искусств (한국예술종합학교). В 2013 году в возрасте 19 лет, будучи второкурсником, он занял первое место на Молодёжном гран-при Америки (Youth America Grand Prix) — крупнейшем в мире международном стипендиальном балетном конкурсе. Эта победа и дала Ан Джувону возможность в 2014 году поступить в Американский театр балета. В сентябре 2019 года он стал там солистом, а теперь и премьером.
Временным препятствием для блестящей карьеры артиста стал коронавирус. С апреля этого года Ан находится в Корее, и не очень понятно, когда сможет приступить к своим новым обязанностям ведущего солиста. Но нам можно быть совершенно уверенными, что это произойдёт при первой же возможности, потому что Ан Джувон — человек, которому принадлежит следующее высказывание: “Я хочу стать танцовщиком, чьё имя первым приходит людям на ум, когда они говорят о балете”.

Надо сказать, что пока Ан Джувону до его высокой цели далеко, даже если сравнить его по популярности только с соотечественниками. Например, российской публике гораздо лучше знаком другой танцовщик из Кореи — Ким Гимин (김기민), более известный в России как Кимин Ким. Он премьер знаменитого Мариинского театра. Кроме того, в том же Американском театре балета уже несколько лет танцует корейская прима-балерина Со Хи (서희, Hee Seo; боюсь даже загадывать, как её имя произносят русскоязычные балетоманы, но вообще и если что, она таки Со Хи). Ещё одна корейская балерина Пак Сеын (박세은, Park Sae-eun) трудится примой в Парижской опере. В 2018 году при вручении приза «Бенуа де ла Данс» её по-русски назвали Сэ-Ын Пак, что довольно-таки похоже на правду и, соответственно, радует. Или вот ещё Чхве Йонгю (Young Gyu Choi, 최영규). Он премьер Национального балета Нидерландов, тоже коллектива, мягко говоря, не заштатного. И так далее.
Итого, как видите, корейский экспорт по статье “культура и искусство” не ограничивается кей-попом, балет в нём тоже фигурирует вполне себе жирной строкой. И это хорошо: пусть цветут все цветы, особенно если они способствуют укреплению корейского национального бренда.