Чон Ынгён стала большой начальницей

Лицо г-жи Чон Ынгён (정은경, на заглавном фото) хорошо знакомо тем, кто следит за корейскими новостями о коронавирусе. Она регулярно выступает с докладами о текущей ситуации и советами, что нам надо и что не надо делать, чтобы не заболеть. При этом Чон Ынгён не просто какая-то там “говорящая голова”, а авторитетный специалист по всяким инфекциям и руководитель целого государственного ведомства, которое борется с эпидемиями. Более того, 8 сентября статус её учреждения было решено поднять, преобразовав его из “службы” (본부) в “управление” (청) при Минздраве, а руководство им оставить за Чон Ынгён. Благодаря этому г-жа Чон станет заместителем министра, а у её ведомства заметно расширятся штат, бюджет и полномочия.

Внимательный читатель мог заметить, что я как-то всё хожу вокруг да около, но не называю по имени то учреждение, которое возглавляет Чон Ынгён. На это есть причина и небольшая переводческая проблема. 

По-корейски ведомство г-жи Чон до сих пор называлось Чильбён квалли понбу (질병관리본부), что легко и просто переводится как Служба контроля заболеваний. “Контроль” здесь означет, что мы будем все заболевания держать в узде, не дадим им разгуляться. 

Вместе с тем я, например, в предыдущих новостях предпочитал называть это ведомство “санэпидемслужбой” или вроде того. Почему? Ну, например, потому что вот есть, скажем, рак. Заболевание? Да, заболевание. Занимается Чильбён квалли понбу контролем рака? Нет. Хмм… Странно. Судя по названию, должна же заниматься? Но нет, не занимается. А чем она занимается? В первую очередь — инфекционными заболеваниями, эпидемиями, карантином, всем вот этим коронавирусом, а также, например, гриппом, венерическими болезнями, туберкулёзом, прививками. Разрабатывает меры профилактики и борьбы с распространением инфекций, следит за ситуацией, берёт анализы, изучает. Разве что только не лечит — лечат у нас всё-таки врачи в больницах. Кроме того, если вы решили открыть ресторан или кафе, то где вам надо брать справку, что у вас нет антисанитарии? Правильно, в ведомстве г-жи Чон. Санэпидслужба как она есть! 

Но нет. Проблема с разными госструктурами в разных странах в том, что их функции хотя и бывают зачастую похожи, но в деталях могут заметно отличаться. Например, в России давно нет никакой санитарно-эпидемиологической службы. Была, но сплыла ещё в 2004 году. Теперь там безумные онищенки Роспотребнадзор, потому что к санитарии и эпидемиологии в довесок добавили ещё защиту прав потребителей и экономический шантаж непослушных соседей. Проблема: в ведомстве Чон Ынгён никакими потребителями и шантажом не занимаются. То есть “красиво” перевести его название как “Корпотребнадзор” не получится, извините. А жаль. Было бы весело.

С другой стороны, с течением времени на Чильбён квалли понбу тоже понавесили дополнительных функций, которые не имеют никакого отношения ни к санитарии, ни к эпидемиологии. В сферу деятельности службы с некоторых пор входят неинфекционные хронические заболевания, такие как диабет или болезнь Альцгеймера, а также редкие и стойкие заболевания. Кроме того, ведомству Чон Ынгён поручено заниматься человеческими органами для трансплантации. Наконец, будучи изначально научным учреждением (в далёком прошлом оно так и называлось: Государственный институт здоровья, 국립보건연구원), Чильбён квалли понбу изучает такие вопросы, как влияние глобального потепления на распространение болезней (например, малярии, что весьма актуально для Кореи), анализирует геном корейцев с целью выявления причин хронических болячек, исследует стволовые клетки и процесс регенерации тканей, чтобы лечить разные травмы… в общем, чем только не занимается. Поэтому название “санэпидслужба” ни в коей мере не описывает всех его функций. 

Есть один распространённый и часто неплохо помогающий метод перевода названий корейских организаций: посмотреть, как они выглядят по-английски. Поскольку Россия всё-таки страна европейской культуры, хотя некоторые там и отказываются это признавать, а русский язык, как и английский, принадлежит к индо-европейской языковой семье, английские названия с точки зрения россиян иногда звучат гораздо менее дико понятнее, чем корейские.  

К сожалению, здесь у нас не тот случай. По-английски, а точнее на американский манер, Чильбён квалли понбу обозначается как Korea Centers for Disease Control and Prevention.  Странновато как-то… Какие такие “центры”? Вы о чём вообще? Может, это в Штатах у вас федерализм с плюрализмом, оттого и множественное число, но в Корее есть только один центр — в нём важно сидит и рулит вертикалью власти великолепная г-жа Чон Ынгён, и никаких других центров тут нет. 

Итого имеем следующие варианты перевода Чильбён квалли понбу

1) Служба контроля заболеваний;
2) Санитарно-эпидемиологическая служба;
3) Корейские центры контроля и профилактики заболеваний.

Какой вариант вам больше нравится? Мне — никакой. Поэтому я отныне волевым решением выбираю первый, дословный вариант: Служба контроля заболеваний.  И если это название не описывает все сферы деятельности данного ведомства, то это не мои проблемы, а данного ведомства. Пусть они сами там придумывают себе более удачное название, если хотят, а я им не нанимался. Вот так. 

А теперь — к собственно новости. 

8 сентября было решено переименовать жалкую Службу контроля заболеваний в гордое Управление контроля заболеваний (질병관리청). Как уже упоминалось, начальником управления будет та же Чон Ынгён, которую все любят, потому что она умная и хорошо себя зарекомендовала, много лет проработав в Чильбён квалли понбу на передовой линии борьбы со всякой нечистью вроде МЕРСов с САРСами, и не только. 

Президент Мун Джэин, объявив о назначении Чон Ынгён на новый пост, назвал планируемое создание Управления контроля заболеваний “эпохальным прогрессом нашей системы реагирования на заболевания”. Эпохальный прогресс, кстати, случится в субботу 12 сентября: именно в тот день Служба контроля заболеваний волшебным образом превратится в Управление, как тыква в карету. Так что, если вдруг окажетесь в тех местах в роковой час, не подходите слишком близко, чтобы вас случайно не придавило эпохальным прогрессом-то. И заодно любопытный факт: штаб-квартира будущего Управления находится вовсе не в Сеуле, а в окрестностях города Чхонджу в провинции Чхунчхон-пукто (충북 청주시 흥덕구 오송읍). 

Управление контроля заболеваний под Чхонджу и какой-то непонятный микроб (?) напротив

Мун Джэин также похвалил Управление контроля заболеваний за его ключевую роль в борьбе с эпидемией COVID-19 и за то, что оно подаёт другим странам пример того, как надо работать.  

Штат столь хорошо зарекомендовавшего себя Управления будет теперь увеличен почти в полтора раза и достигнет без малого полутора тысяч человек. Примерно треть из них будут заняты в штаб-квартире под Чхонджу, а две трети — в остальных подразделениях. 

Для лучшего контроля заболеваний на местах Управление откроет пять своих региональных филиалов — в Сеуле, Пусане, Тэгу, Кванджу и Тэджоне, в которых в общей сложности будут трудиться 155 человек. 

Управлению будет поручено курировать все проводимые в стране эпидемиологические исследования. Вдобавок к уже существующему Государственному институту здоровья в подчинении у Управления будет вновь созданный институт, который займётся исследованием инфекционных болезней, разработкой лекарств и вакцин. 

Такие дела.

Добавить комментарий