Как вы, возможно, знаете, этой весной граждане Южной Кореи получили денежные пособия в связи с эпидемией коронавируса. Пособия выплачивались как центральным правительством, так и — отдельно — местными администрациями. Идея выплат состояла не только в том, чтобы облегчить жизнь людям в период своего рода стихийного бедствия, но и в том, чтобы поддержать торговлю, бизнес, которые в условиях эпидемии тоже страдали от недостатка покупателей и потери доходов. Как впоследствии выяснилось, поставленные цели были достигнуты, поэтому сейчас правительство рассматривает вопрос о новых выплатах населению, хотя в этот раз они, похоже, будут не такими масштабными, как весенние, и их адресатами, скорее всего, будут только люди малообеспеченные.
Была и весьма многочисленная категория жителей Кореи, которых с пособиями кинули. Это иностранные граждане. Лишь немногие из них — преимущественно жёны южнокорейцев — сумели получить деньги, причём порой не без боя, то есть им приходилось кому-то что-то доказывать.
В июне, по запросу ряда общественных организаций, эту проблему рассматривала Государственная комиссия по правам человека Республики Корея (국가인권위원회) . Комиссия тогда решила, что как минимум в Сеуле иностранцы, проживающие там более 90 дней, должны получать пособия от мэрии наравне с остальными горожанами. И дело тут даже не в каком-то там человеческом сострадании и прочих гуманитарных материях, а в сухой букве Закона о местном самоуправлении (지방자치법 제13조), который приравнивает “иностранных резидентов” к местным жителями как в обязанностях, так и в правах.
Хотя решения комиссии по правам человека носят рекомендательный характер, горсовет Сеула сказал “да-да-да” и в том же месяце выделил 33 миллиарда вон из столичного бюджета на финансовую помощь иностранцам. После этого иностранцам оставалось только дождаться, каким именно образом их опять кинут и всё равно ничего им не заплатят, наплевав и на закон, и на права человека. И вот дождались.
26 августа мэрия сообщила, что готова помочь иностранцам, которых весной исключили из числа получателей коронавирусных пособий. Иностранный резидент сможет теперь единовременно получить от 300 тысяч вон (около 250 долларов США) до 500 тысяч вон ($420) в зависимости от размера своего “домохозяйства”, то есть, попросту говоря, от размера проживающей вместе с ним в Корее семьи. Особо подчеркивается, что пособия выплачиваются не индивидуально каждому иностранцу, а только “главе домохозяйства”, что бы это ни значило.
Теперь конкретнее о том, что сеульские власти придумали, чтобы заплатить пособия как можно меньшему числу иностранных резидентов.
Прежде всего, как фанера над Парижем, пролетают все иностранные студенты и стажёры, то есть обладатели виз D-2 и D-4. Их просто попросили не беспокоить своими визитами органы местного самоуправления.
Во-вторых, выдача пособий обусловлена размером официальной заработной платы. В частности, иностранцы, работающие в Корее и живущие здесь без семьи (а именно они и составляют большинство работающих иностранцев), могут претендовать на пособие только в том случае, если их зарплата ниже 1,75 миллиона вон. Проблема в том, что ни у одного работающего в Корее иностранца официальная зарплата не может быть такой низкой. Минимальная зарплата в стране сейчас превышает 1,8 млн вон. Соответственно уровень в 1,75 миллиона просто исключает из числа получателей пособий всех одиноких иностранцев с визами типа E.
Есть и ряд других ограничений. Не получат денег, например, те, кому выплачивают пособия по безработице.
Но, разумеется, всё не так уж плохо, и кто-то коронавирусное пособие получить всё-таки сможет. Если вы не студент и не одинокий (а, например, женатый и с детьми) специалист по визе типа E, внимательно изучите материалы по ссылкам, которые даны ниже.
Как мне кажется, больше всего повезло “безработным”, то есть обладателям визы D-10. Мало того, что у них может быть какой угодно неофициальный заработок, так им ещё теперь и от мэрии добавят на мороженое! Наверняка все шансы есть и у этнических корейцев, которые, если не ошибаюсь, имеют возможность болтаться тут без (официальной) работы и, соответственно, без (официального) дохода. Наконец, если вы живёте в Корее с неработающей супругой (или с неработающим супругом), а то ещё и с детьми, то велики шансы, что право на пособие у вас будет. Например, домохозяйство из двух человек может получить пособие при доходе ниже 2,99 млн вон.
Более подробную информацию смотрите на сайте мэрии. Там же есть список телефонов, по которым вы можете задать свои вопросы, в том числе и на русском языке.
Наконец, вот сайт для онлайн-регистрации на получение пособия: fds.seoul.go.kr. Чтобы вам поменьше хотелось туда ходить, на сайте выдуманы хитрые правила на тему кому и когда именно там можно регистрироваться. Например, в понедельник имеют право регистрироваться те, у кого год рождения оканчивается на 1 или 6, в пятницу — у кого на 5 и 0, и так далее. В общем, разбирайтесь там сами, а мне что-то не хочется, потому что меня-то лично с пособием как раз кинули. Причем в тот самый момент, когда из-за коронавируса, убившего кучу возможностей для подработки, мне это пособие очень даже пригодилось бы. Ну, что… Бывает. Жили без пособий и дальше без них как-нибудь проживём, правильно?
Между тем, онлайн-регистрация происходит 7 дней в неделю 24 часа в сутки с 31 августа по 25 сентября.
Собственной персоной для регистрации можно будет явиться с 14 по 25 сентября с 9 утра до 6 вечера в так называемые on-site application sites, список которых есть здесь. Это обычно управы столичных муниципальных округов (кучхон), а в некоторых округах также и районные управы (чумин сентхо). Есть даже одно место, где с вами, кажется, смогут поговорить по-русски — это Чунгучхон (중구청), то есть администрация муниципального округа Чунгу. Впрочем, вряд ли стоит дожидаться возможности подать документы лично, потому что её в итоге может и не оказаться, если из-за коронавируса опять всё позакрывают. Лучше пробуйте подать документы онлайн.
Удачи!