9 июля появилась важная новость по поводу коронавируса в Южной Корее, причём она одновременно хорошая и плохая: обнародованы долгожданные результаты так называемого серологического исследования (항체 검사), то есть анализа образцов плазмы крови, которые взяли у разных людей, чтобы посмотреть, есть ли у них антитела к коронавирусу. Эта работа была проведена в Корее впервые и должна была приблизительно — очень приблизительно — показать, какой процент населения страны переболел новой коронавирусной инфекцией. У переболевших в крови должны были находиться антитела, которые организм выработал в качестве защитного ответа на коронавирус.
Подобные исследования уже проводились в других странах. Буквально на днях опубликованы данные по Испании, из которых следует, что там переболело всего около 5 процентов населения. Кое-где — например, в Мадриде — «счастливых обладателей» антител было больше 10 процентов, а где-то — гораздо меньше, но в среднем получилось не более одного переболевшего на каждые 20 жителей. И это в стране, где имеется свыше 250 тысяч подтверждённых диагнозов коронавируса и более 28 тысяч человек скончались!
В Испании исследовали 60 тысяч образцов со всей страны, в Корее же пока изучили только те образцы, которые оказались под рукой, то есть их не надо было специально добывать. Их общее количество составило 3055. Из них 1555 образцов могли что-то говорить о ситуации в стране в целом, так как они были взяты из результатов общенационального исследования состояния здоровья и питания людей, проведённого в период с 21 апреля по 19 июня. Ещё 1500 образцов предоставили больницы юго-западного Сеула — это были анализы, которые посетители сдавали там с 25 по 28 мая.
В скольких же образцах плазмы крови из 3055 были обнаружены антитела к коронавирусу?
В одном.
Да-да. Это не опечатка: всего лишь один образец из 3055 содержал антитела к коронавирусной инфекции. Иначе говоря, только один человек из 3055, сдавших анализы, когда-либо заражался коронавирусом. В процентах это будет 0,03. Примерно в 150 раз меньше, чем в Испании.
Что тут можно сказать? Ну, во-первых, конечно, проведённого исследования недостаточно для точных оценок. Прежде всего, в его результатах слишком велик вклад Сеула, где до недавнего времени ситуация была благополучной. Обязательно хотелось бы увидеть данные из Тэгу, которые вне всякого сомнения слегка подпортят статистику. Дополнительные данные, кстати, непременно поступят: уже заявлено, что серологические исследования в Корее будут проводиться регулярно, каждые пару месяцев, а отдельно в Тэгу их устроят уже в июле.
Но.
Серьёзно говоря, 3055 образцов — это не так уж и мало, и если бы корейская ситуация хотя бы отдалённо напоминала испанскую, это бы обязательно нашло своё отражение в нынешнем исследовании. А в нём, как вы видите, не отразилось вообще ничего. Скорее всего, произошло это потому, что такова суровая правда: в Корее до сих пор очень мало кто переболел коронавирусом.
Ну, конечно, мы знаем, что 13 тысяч человек точно заразились — у них были положительные анализы на вирус. Мы также предполагаем, что ещё сколько-то тысяч или десятков тысяч человек переболели незаметно для себя и окружающих. Однако все эти тысячи и даже десятки тысяч больных совершенно теряются на фоне 52-миллионного населения страны, составляя весьма жалкий от него процент.
Что из этого следует? Как уже говорилось, это одновременно хорошая новость и плохая. Почему хорошая? Потому что она показывает, насколько эффективно работают защитные меры, которые принимаются в Корее. Какие именно из этих мер внесли наибольший вклад в успех, пусть учёные разбираются: помогло ли, как часто пишут, эффективное «вычисление» людей, контактировавших с заражёнными, в сочетании с активным тестированием на коронавирус, или всё дело социальном дистанцировании? Или, согласно народной примете, нас в первую очередь выручают маски и термометры с санитайзерами? Что бы это ни было, но факт остаётся фактом: жители Южной Кореи в массе своей успешно избежали заражения. С чем их вроде бы можно поздравить.
Теперь плохая новость: раз ни у кого почти в Корее нет антител, значит ни у кого здесь нет и иммунитета. И уж тем более в стране не могло появиться так называемого коллективного иммунитета (кое-где именуемого «стадным»). Для коллективной защиты от вируса надо, чтобы антитела были хотя бы у половины населения, а их, как выясняется, нет почти ни у кого.
Соответственно, пока добрые учёные не создадут нам вакцину или не найдут чудодейственного лекарства от коронавируса, практически каждый из нас в любой момент может заболеть коронавирусной инфекцией и умереть, что немного печально. И пока дела обстоят таким образом, отмены разного рода достающих ограничений, введённых в Корее в связи с эпидемий, ожидать не приходится — даже и не надейтесь.
¡Gracias!